Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Бажанова А.О.
Ериной Н.П.
при секретаре судебного заседания Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 апреля 2014 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 января 2014 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баскаков Д.Б. обратился в суд с заявлением к администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления N 3211 от 3 декабря 2013 г. в части снятия его и членов семьи с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; понуждении восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указал, что 8 февраля 2013 г. им были поданы все необходимые документы для признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе, и для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей". В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335 "Об утверждении Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья" он и члены его семьи в составе трёх человек были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 4 декабря 2013 г. в его адрес было направлено письмо N 1940-исх-ЛА/ЖУ, которым сообщено о том, что постановлением администрации городского округа Саранск от 3 декабря 2013 г. N 3211 его семья из трёх человек снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как выявлены в представленных документах не соответствующие действительности сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послужившие основанием для принятия на учёт. Обратившись 13 декабря 2013 г. в администрацию городского округа Саранск с просьбой выдать указанное постановление и разъяснить какие именно сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послужившие основанием для принятия его и членов его семьи на учёт, не соответствуют действительности, ответа он не получил.
Считает, что вывод о наличии оснований для принятия решения о снятии его и членов его семьи с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не соответствуют действительности.
Просил признать незаконным постановление администрации городского округа Саранск от 3 декабря 2013 г. N 3211 в части снятия его и членов его семьи из трёх человек с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию городского округа Саранск восстановить его и членов его семьи из трёх человек в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента обращения (л.д.1-3).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 января 2014 г. исковые требования Баскакова Д.Б. удовлетворены (л.д.139-145).
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. считает решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Указывает на то, что в 2007 году семья Баскаковых не могла быть поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку 25 октября 2007 г. Баскаковой А.С. совершена сделка по отчуждению "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью "данные изъяты" кв.м., что свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий. Отмечает, что, предоставляя справку БТИ по Инсарскому району в 2007 году, заявителем не сообщено о том, что указанная в ней информация об отсутствии у Баскаковой А.С. зарегистрированной недвижимости на праве собственности и о том, что последняя отчуждение недвижимости за последние пять лет не производила, не соответствует действительности. Делает вывод что, на момент принятия решения - постановления главы администрации городского округа Саранск от 8 ноября 2007 г. N 2029 заявителем представлены документы, содержащие не соответствующие действительности сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Считает, что при указанных обстоятельствах не имеет значения тот факт, что в 2013 году истёк пятилетний срок с момента отчуждения Баскаковой А.С. доли в квартире, поскольку основанием для снятия с учёта послужило то, что ещё в 2007 году данной семье должно было быть отказано в принятии на учёт. Обращает внимание на то, что правом самостоятельно запрашивать данные из ЕГПР администрация обладает лишь с июля 2013 г. (л.д.147-150).
В возражениях на апелляционную жалобу Баскаков Д.Б., указывая на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения (л.д.156-158).
В судебном заседании заявитель Баскаков Д.Б., заинтересованное лицо Баскакова А.С. просили оставить без удовлетворения апелляционную жалобу как несостоятельную, а решение суда - без изменения как законное и обоснованное.
В судебное заседание представитель администрации городского округа Саранск, представитель Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодёжи не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. N 57-З "О регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановлением от 25 августа 2005 г. N 335 утвердило Правила учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (далее - Правила).
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены в пункте 4 Правил.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Учётная норма жилого помещения в силу решения Саранского городского Совета депутатов Республики Мордовия от 12 октября 2005 г. N 162 составляет 12,5 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Постановка на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с пунктом 7 Правил осуществляется на основании документов, подтверждающих право претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно абзацу 5 пункта 7 Правил (в редакции постановления от 13 сентября 2007 г., действовавшей на момент постановки Баскакова Д.Б. и членов его семьи на учёт) к заявлению о принятии на учёт гражданин-заявитель прилагает справку отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Мордовия о наличии (отсутствии) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи, содержащую также сведения о совершении гражданами сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, непосредственно предшествующих подаче заявления о принятии на учёт.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 25 октября 2007 г. Баскаков Д.Б. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его семьи на учёт для получения жилплощади.
Постановлением главы администрации городского округа Саранск от 8 ноября 2007 г. N 2029 Баскаков Д.Б. с составом семьи из двух человек поставлен на учёт на улучшение жилищных условий.
26 ноября 2007 г. Баскаков Д.Б., Баскакова А.С. обратились в администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы молодую семью в составе: супруг Баскаков Д.Б., супруга Баскакова А.С. К данному заявлению приложены следующие документы: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счёта, справка с места работы, ксерокопии паспортов, свидетельство о браке.
Согласно светокопии паспорта на имя Баскаковой А.С. установлено, что последняя 19 сентября 2007 г. зарегистрирована как постоянно проживающая по адресу: "адрес".
Из выписки из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", по состоянию на 27 ноября 2007 г. следует, что в данном жилом помещении зарегистрированы: собственник М.А.Д., муж Б.Б.Н., сын Баскаков Д.Б., сноха Баскакова А.С.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 27 ноября 2007 г. семья Баскакова признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
28 августа 2009 г. решением общественной комиссии по жилищным вопросам Баскаков А.Д. (сын Баскакова Д.Б.) принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
8 февраля 2013 г. Баскаков Д.Б. обратился в администрацию городского округа Саранск о прохождении перерегистрации очереди на улучшение жилищных условий его семьи.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества от 25 ноября 2013 г. "N" следует, что Баскакова А.С. на основании договора передачи, заключенного с МУП "Инсарское районное производственное предприятие ЖКХ" 12 ноября 2002 г., имела долю в праве собственности ( "данные изъяты" доля в праве общей долевой собственности) на квартиру, расположенную по адресу: "адрес". 25 октября 2007 г. Баскакова А.С. произвела отчуждение указанной доли.
Из справки ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Республике Мордовия Инсарское отделение "N" от 12 декабря 2013 г., следует, что Баскакова А.С. не имеет зарегистрированной недвижимости на праве собственности в г. Инсаре, Инсарском районе Республики Мордовия. Отчуждение недвижимости за последние пять лет не производила в г. Инсаре, Инсарском районе Республики Мордовия.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 3 декабря 2013 г. N 3211 семья Баскакова Д.Б., состоящая из трёх человек, снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как выявлены в представленных документах не соответствующие действительности сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послужившие основанием для принятия на учёт (пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт "г" пункта 20 Правил учёта граждан, утверждённых постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что в 2007 году на момент подачи документов у семьи Баскаковых отсутствовали основания для постановки на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходил из того, что уже на период снятия семьи Баскаковых с учёта в 2013 году истёк установленный законом пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, что свидетельствует о незаконности постановления администрации городского округа Саранск от 3 декабря 2013 г. N 3211 в части снятия Баскакова Д.Б. и членов его семьи с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Судом первой инстанции установлено, что согласно выписке из домовой книги по состоянию от 27 ноября 2007 г. в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", по состоянию на 8 ноября 2007 г. зарегистрированы как постоянно проживающие: собственник М.А.Д., муж Б.Б.Н., сын Баскаков Д.Б., сноха Баскакова А.С.
25 октября 2007 г. Баскакова А.С. произвела отчуждение "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
В справке, выданной 20 октября 2007 г. Инсарским отделением филиала по Республике Мордовия ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на имя Баскаковой (Загородновой) А.С., не содержится сведений об отчуждении ею "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учёт.
Таким образом, справка, не содержащая сведений о том, что Баскакова А.С. не отчуждала доли в праве собственности на квартиру, не соответствовала действительности и именно отсутствие в указанной справке сведений о состоявшемся отчуждении послужило основанием для постановки семьи Баскаковых на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия считает доказанным, что отчуждение Баскаковой А.С. принадлежащей ей доли в собственности на квартиру, имело намеренный характер и повлекло ухудшение жилищных условий проживания семьи Баскаковых, так как на каждого из них стало приходиться на 8 ноября 2007 г. менее учётной нормы жилой площади.
Частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов дела установлено, что на момент постановки на учёт семьи Баскаковых, местом постоянного проживания Баскакова Д.Б. и Баскаковой А.С. значится "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., в которой проживали ещё двое граждан, вследствие чего на каждого члена семьи Баскаковых приходилось "данные изъяты"). Данный вывод подтверждается и расчётом Баскакова Д.Б., который, обосновывая нуждаемость его семьи в жилой площади на момент постановки на учёт, исходил из того, что на него приходилось "данные изъяты" от общей площади указанной квартиры. Если бы Баскакова А.С. не произвела отчуждение "данные изъяты" доли в праве собственности на квартиру соответствующую "данные изъяты" кв.м., указанная площадь подлежала учёту в расчёте при определении нуждаемости семьи Баскаковых в улучшении жилищных условий по состоянию на 8 ноября 2007 г., а именно: "данные изъяты" - обеспеченность каждого из семьи Баскаковых. Так как при постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Баскаковы заявили, что каждый из них вправе пользоваться жилой площадью "данные изъяты" кв.м. "данные изъяты"), очевидным является вывод о том, что отчуждение Баксаковой А.С. своей "данные изъяты" доли в праве собственности на квартиру общей площадью "данные изъяты" кв.м. ухудшает обеспеченность её семьи в жилищных условиях. С учётом того, что 25 октября 2007 г. прекращено право собственности Баскаковой А.С. на "данные изъяты" долю в праве собственности на квартиру общей площадью "данные изъяты" кв.м. вследствие её отчуждения, а её супруг Баскаков Д.Б. в тот же день подал заявление о постановке семьи на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилой площадью менее учётной нормы, правильными являются доводы апелляционной жалобы о намеренном характере ухудшения жилищных условий семьи Баскаковых, имевшего место за пять лет непосредственно предшествующих подаче заявления о принятии на учёт.
Таким образом, на дату постановки заявителя и членов его семьи на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имелись обстоятельства, исключающие в соответствии с требованиями, предусмотренными статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание семьи Баскаковых нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановку на соответствующий учёт, о которых заявитель не сообщил, представив справку, не содержащую сведений об отчуждении Баскаковой А.С. доли в собственности на квартиру и тем самым не соответствующую действительности.
Согласно подпункту "г" пункта 20 Правил граждане снимаются с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учёт.
Таким образом, заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что истечение 5-тилетнего срока с момента отчуждения доли в собственности на жилое помещение является обстоятельством, исключающим применение подпункта "г" пункта 20 Правил учёта граждан, утверждённых постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335. Нуждаемость истца и членов его семьи на момент принятия решения о снятии их с вышеназванного учёта не имеет юридического значения для применения правовой нормы, предписывающей исключить из учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданина и членов его семьи в случае, когда основанием для их постановки на учёт явились заведомо не соответствующие действительности сведения.
С учётом изложенных обстоятельств вывод суда о незаконном применении подпункта "г" пункта 20 Правил учёта граждан, утверждённых постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335, в отношении заявителя и членов его семьи является ошибочным.
Следовательно, суд первой инстанции к спорным правоотношениям не применил закон, подлежащий применению, а потому обжалуемое судебное постановление подлежит отмене на основании пункта 1 части второй статьи 330 Гражданского процессуального кодекса как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Ввиду отсутствия правовых оснований для признания обжалуемого постановления администрации городского округа Саранск незаконным, заявление Баскакова Д.Б. не подлежит удовлетворению, о чём судебная коллегия считает необходимым принять новое решение.
Довод заявителя о том, что на момент принятия обжалуемого постановления он и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, не может полечь отмену постановления, т.к. материальный закон, подлежащий применению при регулировании спорных правоотношений, не содержит нормы, исключающей снятие граждан с учёта ввиду наличия обстоятельств, предусмотренных подпунктом "г" пункта 20 Правил, при истечении 5-тилетнего срока, предусмотренного статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, и при сохранении нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Заслуживает внимание довод апелляционной жалобы о том, что основания для снятия семьи Баскаковых с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, были выявлены только в 2013 г. ввиду того, что администрация городского округа Саранск вследствие изменений в Правилах наделена правом запрашивать в регистрирующих органах необходимую для проверки достоверности представленных гражданами документов информацию только с июля 2013 г.
При этом доводы заявителя о том, что его семья была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, поэтому снимая их с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий администрация городского округа Саранск лишила их семью права на получение государственной поддержки на улучшение жилищных условий в рамках указанной подпрограммы необоснованны.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат, выделяемых за счёт средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года, на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также порядок использования таких выплат определён Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050).
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с этим, после 1 марта 2005 г. для получения вышеназванных социальных выплат молодой семье не требуется состоять на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а необходимо только признание их нуждающимися в жилых помещениях и только по основаниям, установленным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 января 2014 г. отменить.
Принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Баскакова Д.Б. о признании незаконным постановления администрации городского округа Саранск от 3 декабря 2013 г. N 3211 в части, касающейся снятия Баскакова Д.Б. и членов его семьи с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о восстановлении Баскакова Д.Б. и членов его семьи в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента его обращения.
Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров
Судьи А.О. Бажанов
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.