Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Елиной Т.А.
Козиной Е.Г.
при секретаре Цыбульской М.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 мая 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Суркова Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 4 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Баранова И.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, включении в специальный стаж периодов работы и назначении пенсии, указав, что решением ответчика от "дата" за "N" ей было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не включены периоды работы в должности медсестры "данные изъяты" врачебной амбулатории с 11 апреля 1992 года по 30 июня 1992 года, в должности заведующей "данные изъяты" ФАП с 1 июля 1992 года по 18 июня 1996 года, в должности заведующей - медсестры "данные изъяты" ФП Лямбирской ЦРБ с 8 сентября 1997 года по 19 сентября 2005 года.
Просила суд признать указанное решение пенсионного органа в части не включения в стаж оспариваемых периодов работы, незаконным и отменить, обязать ответчика включить спорные периоды работы в льготном исчислении и назначить пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента обращения.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 4 февраля 2014 года исковые требования Барановой И.И. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от "дата" за "N" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить Барановой И.И. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы в льготном исчислении за 1 год работы в сельской местности 1 год 3 месяца стажа осуществления лечебной работы с 11 апреля 1992 года по 30 июня 1992 года в должности мед. сестры "данные изъяты" врачебной амбулатории; с 1 июля 1992 года по 18 июня 1996 года в должности заведующей "данные изъяты" фельдшерско-акушерским пунктом Лямбирской центральной районной больницы; с 8 сентября 1997 года по 19 сентября 2005 года в должности заведующей-медсестры "данные изъяты" фельдшерским пунктом Лямбирской центральной районной больницы и назначить Барановой И.И. досрочную трудовую пенсию с 24 октября 2013 года.
С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Барановой И.И. взыскан возврат государственной пошлины в сумме "данные изъяты".
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Сурков Н.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, в том числе в льготном исчислении за один год работы в сельской местности один год 3 месяца стажа осуществления лечебной деятельности. Указывает, что суд неправомерно взыскал с пенсионного органа в пользу истицы расходы по возврату государственной пошлины.
В судебное заседание представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.115).
В письменном заявлении истица Баранова И.И. просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.119).
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от "дата" "N" Барановой И.И. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемого специального стажа. По решению пенсионного органа специальный стаж истицы составил 15 лет 4 месяца 24 дня.
При этом в специальный стаж не включены периоды ее работы с 11 апреля 1992 года по 30 июня 1992 года в должности медицинской сестры в "данные изъяты" врачебной амбулатории со ссылкой на то, что наименование структурного подразделения - учреждение "врачебная амбулатория" не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781; с 1 июля 1992 года по 18 июня 1996 года, поскольку наименование должности "заведующий" структурным подразделением не дополняется наименованием специальности, по которой вменяется круг его обязанностей, что предусмотрено Списками профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781; с 8 сентября 1997 года по 19 сентября 2005 года в должности заведующей-медсестры "данные изъяты" фельдшерским пунктом Лямбирской ЦРБ, так как наименование структурного подразделения, а также наименование должности "заведующий" структурным подразделением не дополняется наименованием специальности, по которой вменяется круг его обязанностей, что предусмотрено Списками профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Кроме того, за указанный период отсутствует код льгот в части специального страхового стажа в индивидуальных сведениях застрахованного лица.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж истице оспариваемых периодов ее работы, является незаконным. При этом суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, наделены: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), заведующий медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер) в больницах всех наименований, в том числе, и в амбулаториях.
Удовлетворяя требования истицы в части включения в специальный стаж периодов работы с 1 июля 1992 года по 18 июня 1997 года в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Лямбирской ЦРБ и с 8 сентября 1997 года по 19 сентября 2005 года в должности заведующей-медсестры "данные изъяты" фельдшерским пунктом Лямбирской ЦРБ, суд первой инстанции исходил из того, что в указанные периоды истица работала в лечебном учреждении, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в качестве медсестры, а наименование должности истицы в приказе о приеме на работу и в трудовой книжке указано неполно, то есть без указания должности - фельдшер (медицинская сестра).
Данный вывод суда является правильным и подтверждается копией трудовой книжки; справкой, уточняющей характер или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости; архивными справками; карточкой формы Т-2; тарификационными списками, лицевыми счетами.
Принимая решение в части включения в специальный стаж Барановой И.И. периода работы 11 апреля 1992 г. по 30 июня 1992 года в должности медицинской сестры Пензятской врачебной амбулатории, суд обоснованно указал, что и в данный период истица работала в медицинском учреждении - "данные изъяты" врачебной амбулатории, а указание "врачебная" в наименовании данного медицинского учреждения, лишь уточняет медицинский профиль этого учреждения.
Согласно Положению об амбулатории, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР N 1000 от 23 сентября 1981 года, амбулатория является лечебно-профилактическим учреждением, призванным осуществлять в районе своей деятельности проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, раннее выявление больных, диспансеризацию здоровых и больных, оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Амбулатория организуется в установленном порядке, как правило, в сельских населенных пунктах, в рабочих поселках, в поселках городского типа, курортных поселках, на объектах строительства, осуществляемого вне населенных пунктов. Амбулатория может быть самостоятельным учреждением или входить в состав больницы.
Принимая во внимание, что деятельность Пензятской врачебной амбулатории, где работала истица в оспариваемый период, была связана с лечебно-профилактической деятельностью по охране здоровья населения, следовательно, выполнение истицей должностных обязанностей медицинской сестры Пензятской врачебной амбулатории свидетельствует об осуществлении истицей лечебной деятельности по охране здоровья населения, что дает ей право на включение этих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (один год работы за один год и 3 месяца).
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 указанного постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Таким образом, принимая во внимание, что работа Барановой И.И. в оспариваемые периоды осуществлялась в сельской местности, суд правомерно засчитал оспариваемые периоды работы в специальный стаж истицы в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований Барановой И.И. и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определил характер правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении исковых требований, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания отказа Пенсионного фонда в досрочном назначении трудовой пенсии, являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов и основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Учитывая требования закона и, установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности взыскания государственной пошлины несостоятелен. В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно возложил на ответчика обязанность возврата государственной пошлины в пользу истицы, поскольку ответчик от уплаты государственной пошлины не освобожден.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 4 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Суркова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.