Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Неустроевой С.П., с участием заявителя Поповой О.Н., ее представителя Габышевой В.В. представителя ДЖО ОА ГО "город Якутск" Охлопковой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2014г. по делу по заявлению Поповой О.Н. о признании бездействия Окружной администрации г. Якутска незаконным и обязании провести оценку жилого дома Межведомственной комиссией по признанию жилых домов непригодными.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Попова О.Н. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия Окружной Администрации г. Якутск незаконным. В обоснование требований указала, что заключением N ... Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) признан многоквартирный дом по адресу: ... , непригодным для проживания, требуется принятие безотлагательных мер по обеспечению безопасности граждан. Заключение направлено в ОА ГО "город Якутск" для принятия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. 17.12.2013 г. МКУ "Департамент жилищных отношений" предоставлен ответ о необходимости предоставления заключения специализированной организации. Заявитель просит обязать заинтересованное лицо принять решение по признанию жилого дома аварийным, непригодным для проживания.
Судом вынесено решение об удовлетворении требований и возложении на Межведомственную комиссию обязанности по проведению оценки жилого помещения, расположенного по адресу: ... , на предмет его пригодности (непригодности) для проживания.
Заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда, просит в апелляционной жалобе отменить решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, заключение Государственной жилищной инспекции не является заключением специализированной организации. По мнению получение такого заключения является обязательной процедурой, предшествующей осуществлению своих полномочий межведомственной комиссией и должно быть осуществлено самими жильцами за счет своих средств.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, жилой дом по адресу ... , заключением Управления государственного строительного и жилищного надзора в PC (Я) от 22 ноября 2013 г. N ... признан непригодным для проживания.
Из акта Управления государственного строительного и жилищного надзора в PC (Я) от 22 ноября 2013 г. следует, что эксплуатация здания в условиях постоянного увлажнения привели к ухудшению эксплуатационных характеристик, исчерпании несущей способности и опасности обрушения, о чем свидетельствуют наблюдаемые неравномерная осадка и нарушение геометрии здания. Состояние основных строительных конструкций, частей и элементов, инженерных систем и оборудования жилого помещения, которые, находятся в ограниченно работоспособном состоянии и угрозу жизни и здоровью граждан.
Данные акт направлен в администрацию ГО "город Якутск" для рассмотрения в порядке, установленном п.п. 46, 47 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ 20.01.2006 года N 47 для принятия заключения по состоянию многоквартирного дома.
Разрешая данное дело, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. 7 вышеназванного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
В соответствии с п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям, проверяется его фактическое состояние. Таким образом, на уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непригодными (пригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным, либо принадлежит гражданам на праве собственности.
Законодателем не предусмотрено иного порядка обследования жилых помещений для принятия предусмотренных п. 47 Положения решений.
По результатам работы комиссия должна принять одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции.
При таких обстоятельствах суд принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку комиссия фактически уклонилась от рассмотрения заключения и вынесла формальное решение об истребовании документов, что нарушает права граждан. Реальных мер к получению истребованной документации администрацией межведомственной комиссией не предпринималось.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Установлено, что до настоящего времени обследование строительных конструкций жилого дома не проведено. Оценка жилого дома в порядке, установленном п. 44 Положения межведомственной комиссией не проводилась, заключение о пригодности (непригодности) дома для безопасного проживания граждан межведомственной комиссией не вынесено.
Такое бездействие по непринятию мер по своевременному выявлению и пресечению возможного разрушения и обрушения жилого дома, может повлечь наступление неблагоприятных последствий не только собственников жилых помещений, но и для неопределенного круга лиц, которые по стечению обстоятельств могут находиться внутри дома или около него.
В этой связи судом было постановлено правильное решение об удовлетворении требований.
Доводы заинтересованного лица о несоблюдении требований п. 45 Положения в части представления с заявлением заключения специализированной организации, о незаконном возложении на орган местного самоуправления обязанности по несению расходов по проведению обследования дома специализированной организацией, основаны на неправильном толковании закона.
Требование межведомственной комиссии к жителям дома о предварительном представлении заключения специализированной организации (л.д. 20) по своей сути противоречит основному положению жилищного законодательства о необходимости обеспечения органами местного самоуправления безопасности жилища (ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Материалы дела исследованы полно и объективно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2014г. по делу по заявлению Поповой О.Н. о признании бездействия Окружной администрации г. Якутска незаконным и обязании провести оценку жилого дома Межведомственной комиссией по признанию жилых домов непригодными, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Иванова М.Н.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.