Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Дьяконовой З.С.,
с участием прокурора Егорова Д.А.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2014 года, которым по делу по заявлению Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному предприятию "Аэропорты Севера" о признании незаконным бездействия в части не заключения договора охраны периметра аэропорта "Сангар" незаконным, о возложении обязанности заключить договор охраны периметра аэропорта "Сангар",
постановлено:
Признать незаконным бездействие федерального казенного предприятия "Аэропорты Севера" в части непринятия мер по организации охраны границ территории аэропорта "Сангар" в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 01 февраля 2011 года N 42 "Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры".
Обязать федеральное казенное предприятие "Аэропорты Севера" в срок не позднее одного месяца организовать охрану периметра аэропорта "Сангар" в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 01 февраля 2011 года N 42 "Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры".
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения представителя ФКП "Аэропорты Севера" Захаркиной Л.О., представителя третьего лица ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ" Жумагазиева К.М., прокурора Егорова Д.А., полагавшего оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якутский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением к федеральному казенному предприятию "Аэропорты Севера" о признании незаконным бездействия в части не заключения договора охраны периметра аэропорта "Вилюйск" и возложении обязанности заключить данный договор.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проверки исполнения законодательства об авиационной безопасности установлен факт незаключения ФКП "Аэропорты Севера" договора на охрану периметра аэропорта "Сангар" с ведомственной охраной Министерства транспорта РФ в нарушение требований Воздушного кодекса РФ, Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 N 42, Приказа Министерства транспорта РФ от 15.03.2011 N 83.
Судом вынесено указанное решение.
Не согласившись с решением суда, ФКП "Аэропорты Севера" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу в связи с нарушениями норм материального и процессуального права. Указывает на нарушение правил подведомственности, считая, что данное дело подлежит рассмотрению Арбитражным судом РС(Я), поскольку имеет место экономический спор. Считает, что прокурор обратился к ненадлежащему ответчику, так как финансирование ведомственной охраны производится за счет Минтранса РФ. Полагает, что законом обязанность заключения договора об охране периметра аэропорта не предусмотрена. Охрану периметра осуществляет собственная служба авиационной безопасности, в связи с чем какой-либо угрозы жизни и здоровью граждан не имеется, нарушения прав неопределенного круга лиц не установлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с п.8 Устава ФКП "Аэропорты Севера", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 02 ноября 2007г. N 1540-р аэропорт "Сангар" является филиалом ФКП "Аэропорты Севера". Приказом Министерства транспорта РФ от 15 марта 2011г. N 83 аэропорт "Сангар" включен в перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП "Управление ведомственной охраны Минтранса РФ".
Из письма Приморского филиала ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ" от 06 февраля 2014г. следует, что договор на охрану периметра аэропорта "Сангар" с ведомственной охраной Министерства транспорта РФ не заключен ввиду отсутствия финансирования.
Статья 83 ВК РФ определяет, что авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
В соответствии с п.6 ст.84 ВК РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 ст.4 данного закона установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 1 Федерального закона под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя в том числе аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности определен Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2011г. N 42. Согласно п.4 Правил охрана границ территории аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.
Аналогичные положения содержит раздел V Программы авиационной безопасности гражданской авиации РФ, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 18.04.2008 N 62.
Таким образом, обязанность ответчика по организации охраны периметра аэропорта "Сангар" путем заключения договора предусмотрена вышеуказанными нормативными актами. Суд, установив отсутствие такого договора, правильно признал неисполнение ответчиком требований законодательства об авиационной безопасности в форме неправомерного бездействия.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования судом первой инстанции правильно отклонены, так как право граждан на безопасность перелетов авиационным транспортом не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия финансирования лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов.
Учитывая, что в настоящее время ФКП "Аэропорты Севера" не заключен договор о передаче под охрану границ территории (периметра) аэропорта "Сангар" подразделению ФГУП "Управление ведомственной охраны Минтранса РФ", суд правильно удовлетворил заявленные исковые требования транспортной прокуратуры.
Доводы в апелляционной жалобе, что прокурор обратился к ненадлежащему ответчику, несостоятельны, поскольку обязанность заключения договора возложена на лицо, осуществляющее эксплуатацию аэропорта. При этом предусмотрено, что охрана периметра аэропорта должна обеспечиваться подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, а не службой авиационной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы о не подведомственности дела суду общей юрисдикции основаны на ошибочном толковании норм закона, в связи с чем не могут быть приняты.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2014 года по делу по заявлению Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному предприятию "Аэропорты Севера" о признании незаконным бездействия в части не заключения договора охраны периметра аэропорта "Сангар" незаконным, о возложении обязанности заключить договор охраны периметра аэропорта "Сангар", оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи: М.Н. Иванова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.