Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Нигколовой И.И.,
судей - Калюженко Ж.Э. и Темираева Э.В.,
при секретаре Дадьяновой Э.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Патриоты России" об обязании территориальной избирательной комиссии Левобережной части г.Владикавказа назначить членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса представителей от Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Патриоты России"
по апелляционной жалобе Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Патриоты России" на решение Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 25 октября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления председателя Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Патриоты России" Чельдиева В.А. об оспаривании бездействия территориальной (окружной) избирательной комиссии Левобережной части г.Владикавказа отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Темираева Э.В., объяснения представителя Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Патриоты России" Халлати А.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Бязрова И.Ф., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
УСТАНОВИЛА:
Северо-Осетинское региональное отделение политической партии "Патриоты России" (далее по тексту СОРО ПП "Патриоты России") обратилось в суд с заявлением, в котором просила обязать территориальную избирательную комиссию(далее по тексту ТИК) Левобережной части г.Владикавказа назначить членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса представителей от СОРО ПП "Патриоты России" в участковую избирательную комиссию: N ... -Кибизова А.Т.; N ... -Кокоева А.С.; N ... -Мидова Б.Л.; N ... -Джатиеву Л.Ю.
В обоснование требований указано, что формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений политических партий. В состав участковых избирательных комиссий назначается не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов законодательном представительном органе государственной власти соответствующего субъекта РФ. Согласно п.4.4 Методических рекомендаций о максимальном представительстве в составе избирательной комиссии кандидатур, предложенных политическими партиями, территориальная избирательная комиссия должна была учесть предложения политических партий с учетом максимального представительства в составе избирательной комиссии кандидатур и назначить в состав участковых комиссий представителей партии, а в случае отсутствия вакансий - решить вопрос о количественном составе участковых комиссий. Такой политической партией является СОРО ПП "Патриоты России", которая предложила список кандидатов для формирования участковых избирательных комиссий в Левобережной части г.Владикавказа. Однако в избирательные участковые комиссии были включены не все кандидатуры, предложенные СОРО ПП "Патриоты России". Тогда как ТИКЛевобережной части г.Владикавказа должна была назначить в состав участковых комиссий предложенные СОРО ПП "Патриоты России" кандидатуры, а в случае отсутствия вакансий - решить вопрос о количественном составе участковых комиссий, что сделано не было. ТИК Левобережной части г.ВладикавказаРСО-Алания бездействовала, тем самым ограничив право СОРО ПП "Патриоты России" на представительство в участковых комиссиях в нарушение закона.
В судебном заседаниипредставитель СОРО ПП "Патриоты России" Халлати А.Б. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица, председатель ТИК Левобережной части г.Владикавказа - Аджиумеров И.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что действия ТИК отвечают требованиям избирательного законодательства, являются законными и обоснованными.
Советским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания 25 октября 2013 года принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе СОРО ПП "Патриоты России" просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и принять новое решение об удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя СОРО ПП "Патриоты России"и заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ТИК Левобережной части г.ВладикавказаРСО-Алания, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, и приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу судебное постановление отвечает указанным требованиям.
В силу п.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п.2 ст.19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии.
Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в п.2 ст.22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п.17 ст.35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
В целях единообразного применения положений действующего законодательства постановлением ЦИК РФ N 192/1337-5 от 17 февраля 2010 г. утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п.4.4 Методических рекомендаций, если общее количество кандидатур, предложенных в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Методических рекомендаций политическими партиями, иными избирательными объединениями, превышает одну вторую от установленного числа членов данной избирательной комиссии, целесообразно, чтобы они были назначены в состав избирательной комиссии с соблюдением установленной численности и требований Федерального закона соответствующим органом с учетом максимального представительства в составе избирательной комиссии кандидатур, предложенных указанными политическими партиями, иными избирательными объединениями, а также профессиональной подготовленности к исполнению полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (наличие образования, опыта работы и т.п.).
Уполномоченные органы при назначении членов избирательных комиссий, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8 статьи 24, пунктах 7 и 7.1 статьи 25, пункте 7 статьи 26, пункте 5 статьи 27 Федерального закона, должны иметь в виду, что закон не устанавливает приоритетов среди субъектов права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что на территории Левобережной части г.Владикавказа сформировано 66 УИК по проведению выборов сроком на пять лет с указанием количества членов избирателей комиссии с правом решающего голоса и с указанием лиц назначенных в их состав.
В соответствии с числом избирателей, участников референдума, проживающих в участковых избирательных комиссиях N282-285 (до 1001 избирателя), с учетом территориальных особенностей, множества зарегистрированных региональных отделений политических партий, опыта работы предложенных кандидатов, а также участия в формировании участковых избирательных комиссий других субъектов выдвижения (кроме политических партий) было принято решение о формировании участковых комиссий с семью членами в каждой.
Из назначенных ... члена комиссии с правом решающего голоса по поступившим предложениям политических партий назначено ... человека или 84%. От количества предложенных СОРО ПП "Патриоты России" кандидатур были включены в состав Участковых избирательных комиссий 94%.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные доказательства, правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых содержится в решении суда, и пришел к обоснованному выводу о том, что ТИК Левобережной части г.Владикавказа, применяя принцип максимального представительства в составе избирательных комиссий кандидатур, предложенных политическими партиями, с учетом профессиональной подготовленности к исполнению полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (наличия образования, опыта работы и т.п.), учитывая, что закон не устанавливает приоритетов среди субъектов права внесения предложений, приняла решение в соответствии с действующим законодательством, не нарушив прав СОРО ПП "Патриоты России" по участию их представителей в УИК.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают сделанные судом выводы, они были предметом исследования в суде первой инстанции, где им, как указано выше, дана надлежащая оценка.
Нарушения норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора, судом не допущены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 25 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Патриоты России" - без удовлетворения.
Председательствующий Нигколова И.И.
судьи Калюженко Ж.Э.
Темираев Э.В.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.