Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Ортабаева М.Б.
судей Кокаевой Н.В. и Батагова А.Э.
при секретаре Сиукаевой О. Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе АМС г.Владикавказа на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 7 октября 2013 года, которым иск Плешан О.Б. к АМС г.Владикавказа о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое, возложении обязанности выдать разрешение на перевод жилого помещения в нежилое удовлетворен и признан незаконным отказ АМС г.Владикавказа N ... от 1 июля 2013 года, а АМС г.Владикавказа было обязано выдать разрешение на перевод жилого помещения в нежилое.
Заслушав доклад судьи Ортабаева М.Б., объяснения представителя по доверенности АМС г.Владикавказа Черджиевой Л.К., которая подержала доводы апелляционной жалобы, мнение представителя истца по доверенности Толпаровой Э.Г., просившей оставить судебное решение без изменения., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Плешан О.Б. обратилась в суд с иском к АМС г.Владикавказа о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое, возложении обязанности выдать разрешение на перевод жилого помещения в нежилое.
Иск обоснован тем, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ... Согласно консультации ГУ МЧС России по РСО-Алания и заключению ООО " ... " помещение соответствует требованиям пожарной безопасности, СНиП и СанПин. 2 июля 2013 г. она получила письменный отказ ответчика в переводе указанного помещения, со ссылкой на невыполнение требований, предусмотренных ч.2 ст.23 ЖК РФ. Как указано в иске, данный отказ Плешан О.Б. считает незаконным, так как все необходимые требования закона, определяющие основания для изменения назначения помещения выполнены.
В судебном заседании представитель Плешан О.Б. - Толпарова Э.Г. иск поддержала.
Представитель АМС г.Владикавказа - Дзгоева З.В. иск не признала и пояснила, что отказ в изменении статуса спорного помещения АМС г.Владикавказа законны, т.к. истицей не представлены поэтажный план помещения, а также проект его переустройства и перепланировки, соответствующий ГК РФ и Постановлению Правительства РФ N87 от 16.02.2008 г.
Судом первой инстанции по делу вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель АМС г.Владикавказа просит решение суда отменить, считая его незаконным по основаниям приведенных в ходе разбирательства дела.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Такие нарушения судом допущены.
Частью 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, согласно части 2 этой же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) обязан представить в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
В соответствии с положениями ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом, положения частей 2 - 4 этой же статьи не допускают перевод жилого помещения в нежилое, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к другим жилым помещениям дома, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению; если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания; а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Кроме того, перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Иных оснований к отказу в согласовании перевода жилого помещения в нежилое Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Плешан О.Б. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... общей площадью ... кв.м.
Плешан О.Б. обратилась в АМС г.Владикавказа с заявлением о переводе указанного выше жилого дома в нежилое здание. К заявлению были приложены правоустанавливающие документы на переводимое помещение, его технический паспорт.
Уведомлением N ... от 1 июля 2013 года заместителя начальника комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, архитектуры и градостроительства АМС г.Владикавказа принято решение об отказе в переводе указанного жилого дома в нежилое здание на основании п.1 ч.1 ст.24 ЖК РФ (в связи с непредставлением определенных ч.2 ст.23 ЖК РФ, документов).
В соответствии с положениями статьи 26 ЖК Российской Федерации, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно статье 25 ЖК Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменения его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Удовлетворяя требования Плешан О.Б., суд первой инстанции исходил из того, что поэтажный план спорного помещения содержится в техническом паспорте переводимого помещения по ул ... (инвентарный N ... ) по состоянию на 03.06.2013 г., который был представлен в суд. Предоставление проекта переустройства и перепланировки переводимого помещения заявителем не представлен ввиду отсутствия намерения по проведению действий по переустройству и перепланировке помещения по ул ... и исходя из выводов районного суда, в связи с этим не требуется. Таким образом, суд сделал вывод, что Плешан О.Б. все предусмотренные законом документы представлены в АМС г.Владикавказа, а содержащиеся в Уведомлении от 1 июля 2013 года ссылки необоснованны и не являются основанием к отказу в переводе жилого помещения в нежилое.
Судебная коллегия не может согласиться с суждением суда первой инстанции, приведенным в решении суда, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Плешан О.Б. утверждает, что для перевода принадлежащего ей жилого строения в нежилое не требуется какое-либо переустройство или перепланировка. В связи с чем она не должна предоставлять соответствующий проект в АМС г.Владикавказ. Однако истцом не представлено доказательство, подтверждающее этот довод. Документами, подтверждающими, что перепланировка и (или) переустройство не требуются для обеспечения использования жилого дома в г. Владикавказ, ул ... в качестве нежилого помещения могут быть заключение экспертов либо заключение межведомственной комиссии.
Между тем, из искового заявления Плешан О.Б. следует, что целью перевода жилого помещения в нежилое, является дальнейшее его использование под коммерческую структуру. Это подтвердила и представитель истицы в судебном заседании. Кроме того, исходя из имеющихся в материалах дела технического паспорта помещения, фотоснимков, объяснений представителя истца о намерении использования под коммерческую структуру видно, что фактически помещение по ул ... не используется как жилое, имеет признаки нежилого помещения.
В силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно ч.2 ст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" N181-ФЗ от 24.11.1995 года планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений, новое строительство, реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен состав проектной документации объектов капитального строительства, в который должен включаться, в том числе, раздел, содержащий перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам делового, административного, финансового, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Указанные требования закреплены и конкретизированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (в ред. от 08.08.2013 года).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" настоящий Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со ст.8 названного Закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, а также, чтобы в случае возникновения пожара соблюдались, в том числе требования эвакуации людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.
В силу ст.30 Закона параметры элементов строительных конструкций в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения.
Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: - досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; -безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.
Из смысла приведенных выше положений закона следует, что нежилое здание, помимо прочих, должно отвечать требованиям доступности, свободного перемещения, а также эвакуации в экстренных случаях инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, возлагается на собственников зданий и сооружений.
Следовательно, в проекте перевода жилого дома в нежилое помещение, включая коммерческую структуру, обязательно наличие раздела содержащего перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам делового, административного, финансового, социально-культурного и коммунально-бытового назначения. А отсутствие указанного перечня мероприятий (раздела) в проекте переустройства или перепланировки жилого помещения должно расцениваться как несоответствие требованиям (нарушение) законодательства.
В силу п.4 ч.1 ст.24 ЖК РФ в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.
Кроме того, суд не дал надлежащую оценку доводам представителя АМС г.Владикавказа, которые нашли подтверждение в судебном разбирательстве и не оспаривались истцом о наличии противоречий в свидетельстве о регистрации права собственности на спорное помещение и его техническом паспорте.
Так, в свидетельстве о регистрации права N ... от 16 ноября 2012 г. указано, что Плешан О.Б. на праве собственности принадлежит часть дома литер ... ( ... этаж помещения NN ... площадью ... кв.м; ... этаж, помещения N ... площадью ... кв.м.) по адресу: ... Однако, в техническом паспорте указанной части дома, обозначено, что на ... этаже имеется и помещение N ... (ванная), площадью ... кв.м, которое не отражено в свидетельстве о регистрации права.
По мнению судебной коллегии, данное обстоятельство также является препятствием в реализации Плешан О.Б. права, предусмотренного ст.22 ЖК Российской Федерации, регламентирующей условия перевода жилого помещения в нежилое помещение.
В силу п.1 ч.1 ст.24 ЖК РФ в случае непредставления плана дома и проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Исходя из анализа, приведенных норм закона и установленных обстоятельств, судебная коллегия находит решение АМС г.Владикавказа (Уведомление от 1 июля 2013 года) об отказе в переводе жилого помещения в ... , принадлежащего Плешан О.Б., в нежилое помещение обоснованным и законным.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного коллегия считает, что решение суда об удовлетворении требований Плешан О.Б. подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении ее требований.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Владикавказа от 7 октября 2013 года отменить и вынести по делу новое решение, которым исковые требования Плешан О.Б. к Администрации местного самоуправления г.Владикавказа о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое, возложении обязанности выдать разрешение на перевод жилого помещения в нежилое, оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления г.Владикавказа удовлетворить.
Председательствующий Ортабаев М.Б.
Судьи Кокаева Н.В.
Батагов А.Э.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.