Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Нигколовой И.И.,
судей - Гатеева С.Г. и Темираева Э.В.,
при секретаре Будаевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дзерановой М.Н. об оспаривании действий органов местного самоуправления
по апелляционной жалобе АМС г.Владикавказа РСО-Алания на решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 06 ноября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Дзерановой М.Н. к АМС г.Владикавказа об обжаловании действий органов государственной власти удовлетворить.
Признать незаконным действия АМС г.Владикавказа, выразившееся в отказе восстановить Дзеранову М.Н. на учете с момента первоочередного обращения, а именного с ... года.
Обязать АМС г.Владикавказа восстановить Дзеранову М.Н. на учете с момента первоочередного обращения, а именного с ... года и включить в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года на 2013 год.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Темираева Э.В., возражения представителя Дзерановой М.Н.-Дзапарова Ю.А. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданскимделам Верховного Суда РСО-Алания
УСТАНОВИЛА:
Дзеранова М.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действий АМС г.Владикавказа РСО-Алания, выразившихся в отказе восстановить ее, как вынужденного переселенца, в списках граждан на получение жилья с момента первоочередного обращения, а именно, с ноября 2001 года, и возложении обязанности о включении ее в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2013 год.
В обоснование заявленных требований Дзеранова М.Н. указала, что ... г. она и ее семья прибыли на территорию РСО-Алания и были зарегистрированы в качестве беженцев из Грузии. ... года она получила Российское гражданство, ей выдан паспорт гражданина РФ. ... года ей, Дзерановой М.Н., предоставлен статус вынужденного переселенца, после чего она сразу же обратилась с заявлением в АМС г.Владикавказа о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, при этом предоставила весь необходимый пакет документов. Таким образом, она полагала, что с указанного периода состоит на учете, и вскоре ей будет выдан жилищный сертификат. Однако, при рассмотрении Промышленным районным судом г.Владикавказа РСО-Алания в ... года её заявления и заявления членов её семьи о признании ошибочной даты признания их вынужденными переселенцами, Дзерановой М.Н. стало известно о том, что она вообще не значится в АМС г.Владикавказа в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вынужденный переселенец. В ... года она обратилась в АМС г.Владикавказа с заявлением о подтверждении факта её обращения и постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ... года. Однако ей было отказано в восстановлении в этом качестве с ... г. в связи с отсутствием правовых оснований. Её обращение в Министерство архитектуры и строительной политики РСО-Алания с аналогичным заявлением также было оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Дзапаров Ю.А. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц: АМС г.Владикавказа - Дзарасова М.К. и УФМС по РСО-Алания - Овсепян А.Х. возражали против удовлетворения требований.
Представитель заинтересованного лица, Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания - Гончаренко Ю.В. разрешение вопроса оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица, АМС Алагирского района РСО-Алания в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Промышленным районным судом г.Владикавказа РСО-Алания 06 ноября 2013 года принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе АМС г.Владикавказа РСО-Алания просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, и приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу судебное постановление отвечает указанным требованиям.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 19.02.1993 N4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается, в частности гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации (п.п. 1 п.2 ст.1 Закона).
Согласно положениям ст.7 Закона РФ от 19.02.1993г. N4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;
2) включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3) оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ);
4) предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "ж" п.5 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010(2011-2015) годы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В силу ст.30 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений между сторонами, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Дзеранова М.Н. имеет статус вынужденного переселенца с ... г.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истица и члены ее семьи, имеющие аналогичный статус, жильем не обеспечены в течение всего срока нахождения в статусе вынужденного переселенца.
Суд также установил, что Дзеранова М.Н. в ... году обращалась в АМС г.Владикавказа РСО-Алания с заявлением о внесении ее в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а впоследствии изъявила желание на получение социальной выплаты и подала соответствующее заявление в Министерство архитектуры и строительной политики РСО-Алания.
В списках участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы Жилище", в рамках которой оказывается государственная поддержка на улучшение жилищных условий вынужденным переселенцам, Дзеранова М.Н. на ... год не значится.
Согласно письму АМС г.Владикавказа от ... г. восстановить Дзеранову М.Н. с ... г. у АМС г.Владикавказа нет правовых оснований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные доказательства, правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых содержится в решении суда, и пришел к верному выводу о восстановлении Дзерановой М.Н. на учете с момента первоочередного обращения, а именно, с ... года, и включении Дзерановой М.Н. в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2013 год.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки в рамках предъявленных требований при рассмотрении дела районным судом, и им дана надлежащая правовая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 06 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АМС г.Владикавказа РСО-Алания - без удовлетворения.
Председательствующий Нигколова И.И.
судьи Гатеев С.Г.
Темираев Э.В.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.