Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Ортабаева М.Б.
судей Кокаевой Н.В. и Бесолова В.Г.
при секретаре судебного заседания Сиукаевой О.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации местного самоуправления г.Владикавказа на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 9 сентября 2013 года, которым постановлено:
исковые требования и.о.прокурора Иристонского района г.Владикавказа РСО-Алания в интересах С.М.П., С.Р.Х., С.З.Х., С.И.Х., С.А.О. и С.С.О. о признании незаконным бездействия АМС г.Владикавказа РСО-Алания и обязании АМС г.Владикавказа РСО-Алания произвести отселение указанных лиц путем предоставления благоустроенной квартиры, общей площадью не менее 60 кв.м. удовлетворить.
Признать бездействие АМС г.Владикавказа РСО-Алания незаконным.
Обязать АМС г.Владикавказа РСО-Алания произвести отселение С.М.П., С.Р.Х., С.З.Х., С.И.Х., С.А.О. и С.С.О. из домовладения, расположенного в селении Терк РСО-Алания, путём предоставления благоустроенной квартиры, общей площадью не менее 60 кв.м.
Заслушав доклад судьи Ортабаева М.Б., мнение прокурора Бязрова И.Ф., указавшего о законности решения суда, объяснения С.З.Х., просившей оставить решение суда без изменения, а также выступление представителя Министерства финансов РСО - Алания по доверенности Сугарова С.Р. об удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Иристонского района г.Владикавказа РСО-Алания Каболов А.В. в интересах С.М.П., С.Р.Х., С.З.Х., С.И.Х., С.А.О. и С.С.О. обратился в суд с иском к АМС г.Владикавказа РСО-Алания о признании незаконным бездействия АМС г.Владикавказа РСО-Алания и обязании АМС г.Владикавказа РСО-Алания произвести отселение указанных лиц путем предоставления благоустроенной квартиры. В обоснование иска указано, что согласно Постановлению Правительства РСО-Алания N186 от 28.07.1996 года "О зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения" АМС г.Владикавказа РСО-Алания было рекомендовано в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными зонами санитарной охраны вынести из 1 пояса зоны административные и жилые строения населенных пунктов: п.Южный, с.Чернореченское, с.Терк, с.Балта и п.Редант-2. В целях создания условий проживания и обеспечения жильем граждан, проживающих в указанной зоне, Правительством РСО-Алания 18 мая 1998 года принято Постановление N989 "Об отселении граждан, проживающих в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. На основании указанного постановления жители п.Южный, с.Чернореченское, с.Терк, с.Балта и п.Редант-2. были включены в списки лиц, подлежащих отселению, осуществление которого поручено АМС г.Владикавказа РСО-Алания. Как указано в иске, до настоящего времени семья Сокуровых не отселена, вынуждена проживать в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в домовладении не пригодном для проживания, расположенном на территории с отсутствием необходимой инфраструктуры, что нарушает права указанных лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Иристонского района г.Владикавказа РСО-Алания Русак Л.А. исковые требования поддержала.
В судебном заседании Сокуров И.Х. поддержал заявленные прокурором требования.
Представитель ответчика АМС г.Владикавказа РСО-Алания - Габуев П.А. исковые требования не признал, в удовлетворении просил отказать, ссылаясь на то, что согласно акту от 12.09.2007 года подтверждено отсутствие жителей в населенных пунктах с.Терк и с.Чернореченское. Жители из этих населенных пунктов отселены, инфраструктура отсутствует, доступ на территорию водоохраной зоны ограничен. Средства республиканского бюджета на выполнение мероприятий по отселению граждан АМС г.Владикавказа РСО-Алания отсутствуют, обязанность АМС г.Владикавказа РСО-Алания по отселению жителей с.Терк и с.Чернореченское не содержится в нормативно-правовых актах. В соответствии с п.5 Постановления Правительства РСО-Алания N89 Министерство финансов обязано было предусмотреть денежные средства, необходимые для обеспечения расходов, связанных с отселением жителей с.Терк и такая обязанность на АМС г.Владикавказа не возлагалась.
Представитель третьего лица - Министерства Финансов РСО-Алания Сугаров С.Р. в судебном заседании от 24.07.2013 г. пояснил, что Министерство финансов РСО-Алания обязанностей по отселению жителей селения Терк не имеет, денежные средства, предусмотренные в Республиканском бюджете РСО-Алания для муниципальных образований республики, в том числе и для города Владикавказа, ежегодно предоставлялись в полном объеме.
Привлеченное в качестве третьего лица - Правительства РСО-Алания, направило возражения на исковые требования, в которых указано, что пунктом 3 постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 мая 1998 года N89 поручено министерству РСО-Алания по делам национальностей внешних связей. Миграционной службе РСО-Алания совместно с администрацией местного самоуправления г.Владикавказа разработать до 15 мая 1998 года план поэтапного от селения из зоны санитарной защиты источников питьевого водоснабжения, а также подготовит списки жителей данных населенных пунктов, подлежащих отселению. Пунктом 2 казанного постановления утверждена программа строительства жилья для вынужденных переселенцев на 1998 год. Министерству финансов РСО-Алания было поручено предусмотреть в бюджете РСО-Алания на 1998 год расходы, связанные с обустройством отселяемых жителей из с.с.Южный, Чернореченское, Терк, Балта. Редант -2, чьи домовладения не пострадали во время ингушского конфликта осени 1992 года. Финансирование указанной программы после ее исполнения прекращено. Иных нормативных правовых актов, предусматривающих отселение жителей с.Терк, Правительством РСО-Алания не принималось.
По делу вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель АМС г.Владикавказа - Габуев П. просит решение суда отменить, как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Разрешая спор и приняв решение об удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность произвести отселение возложена на АМС г.Владикавказа.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, принятом при правильном применении норм материального и процессуального права, основанным на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Как видно из Постановления Правительства РСО-Алания от 25 июля 1996 года N156 "О зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения" с.Терк включено в зону 1 пояса строгого режима санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Согласно постановлению Правительства РСО-Алания N186 от 28 июля 1996 года "О зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения" Администрации местного самоуправления г.Владикавказа РСО-Алания рекомендовано в соответствии с санитарными нормами и правилами и утвержденными зонами санитарной охраны вынести из 1 пояса зоны административные и жилые строения населенных пунктов п.Южный, с.Чернореченское, с.Терк, с.Балта и с.Редант-2.
В соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания 18 мая 1998 года принято постановление N89 "Об отселении граждан, проживающих в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (п.Южный, с.Чернореченское, с.Терк, с.Балта и с.Редант-2)". Граждане, проживающие в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Владикавказа, в том числе с.Терк, подлежали отселению.
Указанным постановлением на АМС г.Владикавказа была возложена обязанность подготовить списки жителей, подлежащих отселению, и осуществить отселение жителей населенных пунктов в соответствии со списками.
Судом правильно установлено, что С.М.П., С.Р.Х., С.З.Х., С.И.Х., С.А.О. в ходе реализации указанного постановления не были отселены из с.Терк. Также обоснованно установлено районным судом, что указанные лица являлись жителями селения Терк и подлежали отселению, поскольку такой вывод основан на материалах дела - копиями паспортов в которых указано место их регистрации ул ... в с.Терк РСО-Алания, копией свидетельства о праве на наследство от 17.02.1999 г., справка администрации муниципального образования (мкр Южный) N ... от 18.10.2012 г., выданной на основании записи в лицевом счете N ... похозяйственной книги N ... с.Терк и подтверждающей факт проживания семьи ... в с.Терк, ул ...
Удовлетворяя требования истца об обязании АМС г.Владикавказа РСО-Алания произвести отселение семьи Сокуровых путем предоставления благоустроенной квартиры, общей площадью не менее 60 кв.м., суд первой инстанции правомерно руководствовался приложением к постановлению Правительства РСО-Алания N89 от 18 мая 1998 года, где указано, что подсчет необходимой площади производился из расчета одной двухкомнатной квартиры или типового дома усадебного типа не менее 60 кв.м., на одну "условную семью".
В судебном заседании заместитель префекта правобережной администрации Иристонского и Промышленного районов - Касаев Б.П. подтвердил, что в настоящее время семья Сокуровых проживает в с.Терк, в котором отсутствуют условия для проживания - отключены свет, вода и газоснабжение.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о признании незаконным бездействия АМС г.Владикавказа РСО-Алания и обязании АМС г.Владикавказа РСО-Алания произвести отселение указанных лиц путем предоставления благоустроенной квартиры, общей площадью не менее 60 кв.м. и такое решение служит восстановлению конституционных прав указанных лиц.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст.12, 67 ГПК РФ, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств. Жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, доводы заявителя сводятся к несогласию с произведенной оценкой суда доказательств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 9 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления г.Владикавказа - без удовлетворения.
Председательствующий Ортабаев М.Б.
Судьи Кокаева Н.В.
Бесолов В.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.