Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Джиоева П.Г.,
судей Алборова У.Я. и Калюженко Ж.Э.,
при секретаре Будаевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
военного прокурора - войсковая часть 20102 в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" и Министерству обороны Российской Федерации об устранении нарушений закона, связанных с ненадлежащим обеспечением теплом населенного пункта "Ханакала", размещенного в г.Грозный Чеченской Республики, по апелляционной жалобе министерства обороны Российской Федерации на решение Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 5 декабря 2014 года, которым постановлено: Удовлетворить иск военного прокурора (войсковая часть 20102) частично. Возложить на Министерство обороны Российской Федерации и открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в силу разработать и принять меры к обеспечению населенного пункта "Ханкала" города Грозного Чеченской республики теплоснабжением в соответствии с техническим регламентами, действующими в этой области. В удовлетворении требования военного прокурора об определении конкретного технического способа реализации этих мер - путем приведения в надлежащее состояние тепловых сетей протяженностью ... м, отказать, ввиду необоснованности этого требования.
Заслушав доклад судьи Калюженко Ж.Э., объяснения представителя военного прокурора - войсковая часть 20102 Гребенюк М.В., действующего на основании доверенности N ... от ... года, представителя ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" Бекузарова Т.О., действующего на основании доверенности N ... от ... года, возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор - войсковая часть 20102 обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" и Министерству обороны Российской Федерации, в котором с учетом изменения исковых требований просил: обязать открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее ОАО "РЭУ") и Министерство обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к устранению выявленных нарушений закона и привести инженерные тепловые сети в н.п. Ханкала г.Грозный Чеченской Республики протяженностью 35 582 м в надлежащее техническое состояние, необходимое для безаварийного обеспечения теплом населения н.п.Ханкала.
В обоснование иска указал, что военной прокуратурой - войсковая часть 20102 проведена проверка исполнения ОАО "РЭУ" и Министерством обороны Российской Федерации, законодательства в жилищно-коммунальной сфере, выполнения обязанностей по осуществлению текущего и капитального ремонта инженерных тепловых сетей в н.п. Ханкала г.Грозный Чеченской Республики протяженностью 35 582 м.
В ходе проверки выявлено, что техническое состояние основных элементов наружных сетей неудовлетворительное: свищи, трещины и утончение стенок труб ввиду коррозии верхнего слоя, пришла в негодность теплоизоляция трубопроводов, коррозирована запорная арматура. В 2011-2013 г.г. работы по текущему и капитальному ремонту, устранению аварийных ситуаций, необходимые для надлежащего и бесперебойного обеспечения населения н.п.Ханкала теплом - не проводились, Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "РЭУ" мер, направленных на проведение текущего и капитального ремонта рассматриваемой теплотрассы не принимается, что может привести к срыву отопительного сезона 2013-2014 годов, подрыву боеготовности войсковых частей, дислоцированных в н.п. Ханкала, созданию социальной напряженности в регионе, причинению вреда здоровью и имуществу людей, что является недопустимым.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель военной прокуратуры - войсковая часть 20102 Гребенюк М.В., действующий на основании доверенности N ... от ... года исковые требования поддержал с учетом изменений и просил их удовлетворить.
Представитель ОАО "РЭУ" Бекузаров Т.О., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности N ... от ... г. не признал исковые требования и просил в их удовлетворении отказать.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд первой инстанции не явился, о причинах неявки не уведомил.
Советским районным судом г.Владикавказ РСО-Алания 5 декабря 2013 года по делу постановлено указанное выше решение, с которым частично не согласилось Министерство обороны Российской Федерации.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене принятого судом решения в части возложения на Министерство обороны РФ обязанности в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в силу разработать и принять меры к обеспечению населенного пункта "Ханкала" города Грозного Чеченской республики теплоснабжением в соответствии с техническим регламентами, действующими в этой области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении".
На основании ч. 5 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны:
- обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
- организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
- осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
- обеспечивать качество теплоносителей;
- организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
- обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
- обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
- обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N643-р Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
Между Министерством обороны Российской Федерации, действующим от имени Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N735 и Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, с одной стороны и ОАО "РЭУ" заключен контракт N2ТХ от 14 июля 2011 года на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Минобороны России организаций.
Из материалов дела усматривается, что 1 сентября 2011 года между Федеральным государственным учреждением "Северо-Кавказское" Территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Открытым акционерным обществом "Ремонтно-эксплуатационное управление" в лице директора филиала ОАО "РЭУ" "Владикавказский" заключен договор N ... о безвозмездном пользовании объектами недвижимого и движимого имущества Министерства обороны Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за ФГУ"Северо-Кавказское" Территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п.3.3 Договора реконструкция и капитальный ремонт Имущества, указанного в Приложениях N1 (Перечень котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей), N11 (Перечень котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей, находящихся в отдаленной местности) к настоящему Договору, осуществляется Ссудополучателем в соответствии с программами реконструкции, капитального ремонта теплогенерирующего оборудования (объектов теплоэнергетики) Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из акта технического состояния теплосетей военного гарнизона "Ханкалинский" (находящихся в ведении Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации) составленного комиссией специалистов и утвержденного 10 апреля 2013 года начальником квартирно-эксплуатационной службы войсковой части 27777, указанные сети находятся в ненадлежащем техническом состоянии и нуждаются в капитальном ремонте. Такое их состояние препятствует нормальному снабжению населенного пункта "Ханкала" теплом.
Разрешая исковые требования, суд пришел к выводу о том, что ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" и Министерство обороны РФ не обеспечивают надлежащим образом исполнение требований закона, условий государственного контракта, и Договора на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны воинских частей и учреждений.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку суд проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам изложены в решении, и являются правильными.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, поскольку дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства обороны РФ не извещенного о времени и месте судебного заседания, не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание, т.к. решение по делу принято 5 декабря 2013 года, и в материалах дела имеется уведомление о вручении Министерству обороны РФ извещения о рассмотрении дела, полученное ими 26 ноября 2013 года.
Также не заслуживает внимания довод жалобы о том, что Министерство обороны РФ не является ответчиком по данному делу, поскольку в силу п.3.1.2 Договора N 80 от 1 сентября 2011 года Ссудодатель обязан участвовать в порядке согласованном с Ссудополучателем, в создании необходимых условий для эффективного использования Имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, и поддержания его в надлежащем состоянии. А также реконструкция и капитальный ремонт Имущества осуществляется в соответствии с программами Министерства обороны Российской Федерации (п.3.3. Договора).
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 5 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий Джиоев П.Г.
Судьи Алборов У.Я.
Калюженко Ж.Э.
Справка: гражданское дело по первой инстанции рассмотрено Советским районным судом г.Владикавказ РСО-Алания под председательством судьи Тедтоева А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.