Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующей Железняковой С.А.,
судей Бады-Сагаана А.В., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Мангыр С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по заявлению Калзан А.С. о понуждении осуществить постановку на кадастровый учет предоставляемого в аренду земельного участка и заключения договора аренды земельного участка по апелляционной жалобе Калзан А.С. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 24 октября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Калзан А.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального района "Кызылский кожуун" в предоставлении в аренду земельного участка, указав, что с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью по адресу: ** для индивидуального жилищного строительства она обращалась 16 мая 2012 года в Администрацию муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва. Администрацией муниципального района "Кызылского кожууна" Республики Тыва 13 июля 2013 года вынесено постановление N 518зу "О предоставлении земельного участка Калзан А.С. на условиях аренды", которое ею получено. Схема расположения земельного участка была согласована и подписана председателем администрации. Однако кадастровый инженер при составлении схемы расположения земельного участка допустил ошибку, неправильно указав номер кадастрового квартала земельного участка 17:05:1007001 вместо 17:05:1001043. Схему расположения земельного участка повторно составил кадастровый инженер, и схема расположения земельного участка ею представлена в администрацию для согласования границ, составления межевого плана и постановки на кадастровый учет. Ею предприняты все меры в целях постановки на кадастровый учет земельного участка. Полагает, что Администрация осуществляет функции собственника в отношении земельных участков, поэтому должна осуществить постановку на кадастровый учет предоставляемого в аренду земельного участка. 01 марта 2013 года она письменно обращалась в Администрацию, на что Администрация 18.03.2013 года с исх. N 500/9 направила ответ, в котором указала, что П продавала каким-то гражданам земельные участки, в связи с чем по узкому проходу не могут проехать спецавтомашины, вследствие чего решением Хурала представителей муниципального района утверждено новое Положение по льготному выделению земельного участка на территории Кызылского кожууна под индивидуальное жилищное строительство. Данный ответ выходит за рамки земельного, гражданского законодательства Российской Федерации и Республики Тыва. С ** она незнакома, в сделках купли-продажи земельных участков не участвовала, какого-либо отношения к совершенным сделкам не имеет. Из схемы видно, что проезд к земельному участку свободный, как со стороны улицы, также за участком имеется свободная дорога. Кроме того, ей известно о том, что в соответствии с Конституционным законом Республики Тыва некоторым гражданам льготной категории предоставляются земельные участки однократно бесплатно в собственность. Информацию в ответе о льготном бесплатном предоставлении земельного участка считает излишней, так как она просила предоставить земельный участок в аренду в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. Так как земельный участок в соответствии с земельным законодательством никому не предоставлен, не изъят из оборота, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ее обращение о предоставлении земельного участка в аренду опубликовано в средствах массовой информации, председателем администрации района подписано постановление N 518зу "О предоставлении земельного участка Калзан А.С. на условиях аренды", земельный участок, расположенный по адресу: ** предоставлен ей в аренду, в связи с чем администрация муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва обязана с ней заключить договора аренды земельного участка. Администрация, уклоняясь от заключения договора аренды, нарушает ее право получения в аренду земельного участка, предусмотренное законодательством Российской Федерации, Республики Тыва. Просила обязать администрацию муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва осуществить постановку на кадастровый учет предоставляемого в аренду земельного участка, расположенного по адресу: **. Обязать администрацию муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва заключить с Калзан А.С. договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: **.,
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, Калзан А.С. подала апелляционную жалобу, в которой указала, что судом неправильно применены нормы процессуального права, поскольку её заявление должно было быть рассмотрено в порядке искового производства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9.10 и 11 ЗК РФ.
Статьей 30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1. Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Несоблюдение указанных требований норм права свидетельствует о нарушении предусмотренного законом порядка предоставления земельных участков а аренду.
Из материалов дела следует, что сообщение о приеме заявления Калзан А.С. о возможном предоставлении ей в аренду спорного земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования было опубликовано 21 мая 2012 года в средствах массовой информации.
Постановлением администрации муниципального района "Кызылский кожуун" от 13 августа 2012 года земельный участок из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: ** был предоставлен Калзан А.С. на условиях аренды сроком на 3 года для индивидуального жилищного строительства. Пунктом 2 указанного постановления постановлено: "заключить договор о предоставлении земельного участка на условиях аренды".
Таким образом, земельный участок заявителю Калзан А.С. на условиях аренды администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" предоставлен с соблюдением принципа публичности, предусмотренный законом порядок предоставления земельного участка в аренду соблюден.
При этом в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Указанный срок заявителем пропущен по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Калзан А.С., указал на то, что в своем заявлении об обязании заключить договор аренды земельного участка заявитель сослалась на отказ администрации муниципального района "Кызылский кожуун" в заключении с ней договора аренды, что препятствует ей в оформлении права аренды на земельный участок в установленном законом порядке и влечет нарушение ее прав и законных интересов, то есть данные требования направлены на оспаривание решения органа местного самоуправления, в связи с чем спор о праве отсутствует, а заявленные требования подлежат рассмотрению по правилам гл. 25 ГПК РФ независимо от избранной заявителем формы обращения в суд.
Так, из уведомления от 07 августа 2012 года следует, что администрация муниципального района "Кызылский кожуун" уведомляет истца Калзан А.С. о необходимости выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ в недельный срок и явиться для заключения договора аренды земельного участка.
В материалах дела имеется обращение от 01 марта 2013 года Калзан А.С. в администрацию муниципального района "Кызылский кожуун" с просьбой заключить с ней договор аренды испрашиваемого земельного участка.
18 марта 2013 года администрацией заявителю был дан ответ о невозможности заключения с ней договора аренды земельного участка, поскольку все ранее принятые решения по земельным участкам по ** приостановлены по указанным в ответе причинам.
Частью 2 статьи 256 ГШПК РФ установлено, что пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления; причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из объяснений заявителя, данных ею в судебном заседании, следует, что о том, что ей отказано в заключении договора аренды земельного участка, ей стало известно 28 марта 2013 года, следовательно, трехмесячный срок для обращения в суд заканчивается 28 июня 2013 года.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального района "Кызылский кожуун" в предоставлении в аренду земельного участка, заявитель обратилась в суд лишь 13 августа 2013 года, то есть за пределами трехмесячного срока.
Уважительных причин пропуска срока судом не установлено и заявителем не доказано.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". То есть обязанность поставить земельный участок на кадастровый учет возложена законом на заявителя, а не на орган местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование закона, иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергали его выводы.
Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 24 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 марта 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.