Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Дулуша В.В.,
при секретаре Доржу Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по заявлению прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации об оспаривании бездействия администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" по апелляционной жалобе администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" на решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 мая 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" об оспаривании бездействия администрации, указывая на то, что администрацией муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" не созданы запасы средств защиты и индивидуальной защиты населения, предназначенные для обеспечения населения в военное время либо в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чем нарушается федерального законодательство о гражданской обороне, а также права граждан на охрану жизни в военное время и во время чрезвычайной ситуации. Выявленные нарушения могут повлечь гибель людей. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва", выразившееся в несоздании запасов средств защиты и индивидуальной защиты населения, предназначенных для обеспечения населения, оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб в военное время либо в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обязать администрацию муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва": определить номенклатуру и объемы средств защиты и индивидуальной защиты населения; создать согласно указанным номенклатуре и объемам запасы материальных ресурсов, предназначенные для оснащения населения, аварийно - спасательных формирований и спасательных служб в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций; немедленно после создания запасов материальных ресурсов направить информацию о них в Агентство гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва.
Решением Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 мая 2013 года заявление прокурора удовлетворено.
Судом постановлено:
"Признать незаконным бездействие администрации муниципального района "Пий- Хемский кожуун Республики Тыва" по несозданию запасов средств защиты и индивидуальной защиты населения, предназначенных для обеспечения населения, оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб в военное время либо в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" определить номенклатуру и объемы средств защиты и индивидуальной защиты населения, предназначенных для обеспечения населения, оснащения аварийно- спасательных формирований и спасательных служб в военное время либо в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" после создания средств защиты и индивидуальной защиты населения, предназначенных для обеспечения населения, оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб в военное время либо в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера во исполнение п. 7 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года N379, направить информацию о созданных запасах материальных ресурсов в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Агентство гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва".
Администрация муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" с решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу, указывая на то, что судом нарушены нормы материального права. Так, суд применил ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая регулирует вопросы местного значения поселения, а не муниципального района. В соответствии с п. 24 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований является обязанностью поселения. Следовательно, оснащение их деятельности в компетенцию администрации муниципального района не входит. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
В судебном заседании прокурор О. с апелляционной жалобой не согласилась и просила решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" в судебное заседание не явился, администрация муниципального района надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщила. Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителя администрации муниципального района.
Выслушав прокурора О.., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В п. 9 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации сказано, что правильное определение судом вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Суд первой инстанции не принял во внимание указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и рассмотрел дело в порядке искового производства, тогда как в данном случае прокурором оспаривалось бездействие органа местного самоуправления, требования искового характера не предъявлялись, в связи с чем заявление прокурора подлежало рассмотрению в порядке гл. 25 ГПК РФ.
Согласно п. 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N379 утверждено Положение о накоплении, хранении в целях гражданской обороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 2 вышеуказанного Положения установлено, что запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно- спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства (п. 3 вышеуказанного Положения).
В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации: определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; создают и содержат запасы; осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
Информация о накопленных запасах представляется органами местного самоуправления - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.п. 6 - 7, подп. "б" п. 8 вышеуказанного Положения).
В п. 9 раздела I Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (утв. Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 N 43-2047-14) сказано, что запасы создают:
федеральные органы исполнительной власти для работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающего населения, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
органы местного самоуправления для работников этих органов и созданных ими муниципальных организаций (предприятий и учреждений);
организации для работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Пий-Хемского района Республики Тыва проведена проверка исполнения требований законодательства о создании и содержании в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских и иных средств.
В результате проверки установлено, что администрацией муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" не созданы запасы средств защиты и индивидуальной защиты населения, предназначенные для обеспечения населения в военное время либо в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Правильно применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что создание и содержание в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских и иных средств является обязанностью администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва".
Доказательств того, что администрацией муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны, суду не представлено. В ходе производства по делу суде первой инстанции данное обстоятельство администрацией муниципального района не оспаривалось.
Подп. "д" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" также предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пп. 2-4 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Постановлением председателя администрации Пий-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Пий-Хемского кожууна, а также номенклатура и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Пий-Хемского кожууна.
Однако доказательств того, что администрацией муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, суду также не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В нарушение указанного требования суд, обязав администрацию муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" определить номенклатуру и объемы средств защиты и индивидуальной защиты населения, не возложил на администрацию муниципального района обязанность по созданию соответствующих запасов.
Довод апелляционной жалобы о том, что оснащение аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований не входит в компетенцию администрации муниципального района, является обоснованным.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения отнесены к вопросам местного значения отнесены поселения, а на территории городского округа - к вопросам местного значения городского округа (п. 24 ст. 14, п. 29 ст. 16 Федерального закона). Данным Федеральным законом содержание аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к вопросам местного значения муниципального района не отнесено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 мая 2013 года изменить, изложив его в следующей редакции:
"Заявление прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва", выразившееся в несоздании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны, резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" определить номенклатуру и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и создать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств согласно указанным номенклатуре и объемам.
Обязать администрацию муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" направить информацию о накопленных запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в Агентство по обеспечению деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и спасения на водах на территории Республики Тыва".
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 апреля 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.