Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего судьи Чикашовой М.Н.,
судей Соскал О.М., Бады-Сагаана А.В.,
при секретаре Мангыр С.Т.,
рассмотрев по докладу судьи Чикашовой М.Н. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ооржак М.М. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, мэрии г. Кызыла об обязании предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва - Ондар О.Б. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 ноября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Ооржак М.М. обратилась в суд с иском к мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения, указав, что является сиротой. Ее родители умерли, собственного жилья не имели. С 1999 года по 2001 год обучалась и воспитывалась в школе-интернате г. Кызыла для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении. Решением Кызылского горисполкома N 1963 от 15 декабря 2002 года Ооржак М.М. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени жильем не обеспечена, договор социального найма с ней не заключался, временно проживает в г. Кызыле по ул. **. Просила обязать мэрию г. Кызыла в течение 2 месяцев предоставить ей жилое помещение на территории г. Кызыла, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, и заключить с ней договор социального найма.
Определением суда от 05 сентября 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.
В ходе рассмотрения дела Ооржак М.М. уточнила исковые требования и просила обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить ей на территории городского округа "Город Кызыл" благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.
Определением суда от 30 октября 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 ноября 2013 года иск Ооржак М.М. удовлетворён частично. Суд обязал министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить Ооржак М.М. на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям. В удовлетворении требований к мэрии г. Кызыла и Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва суд отказал.
Не согласившись с решением суда, действующий по доверенности представитель министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ондар О.Б. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что исполнителем республиканской программы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва. Считает, что суд вышел за пределы заявленных истцом требований, обязав министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва выделить жилье истице.
Представитель министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ондар О.Б. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала.
Представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Хаян-оол В.К., представитель Правительства Республики Тыва Ховалыг А.А. просили удовлетворить апелляционную жалобу, отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что в республике отсутствует специализированный жилищный фонд, также еще не сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Представитель мэрии г.Кызыла в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт его неявку неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Ооржак М.М ... в судебном заседании не согласилась с доводами апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подп. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ооржак М.М. родилась ** года в г. Кызыле Республики Тыва, ее матерью была Ф., отцом - М,.
Согласно свидетельствам о смерти, Ф. умерла 17 апреля 1995 года; М, умер 18 марта 1998 года.
Ооржак М.М. с 1999 года по 2001 год находилась на полном государственном обеспечении в социальном учреждении для детей-сирот, что подтверждается справкой ГОУ РТ "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно контрольной карточке, Ооржак М.М. постановлением горисполкома г. Кызыла N 1963 от 15 декабря 2002 года принята на учет по улучшению жилищных условий как сирота. Перерегистрацию очереди проходила в августе 2008 года и в мае 2011 года.
Из ответа мэрии о невозможности предоставить Ооржак М.М. жилого помещения также видно, что истица состоит на учете по получению жилья с 31 октября 2002 года.
Из справки ГУП БТИ Республики Тыва от 13 августа 2013 года следует, что за Ооржак М.М. недвижимости в г.Кызыле и на территории Республики Тыва не числится.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем закреплены в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом первой инстанции верно установлена принадлежность Ооржак М.М. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01.01.2013 предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01.01.2013 такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Ооржак М.М., суд первой инстанции исходил из того, что право Ооржак М.М. как сироты на получение жилого помещения вне очереди возникло в 2002 году, до настоящего времени оно реализовано не было, в связи с чем Ооржак М.М. имеет право на получение жилого помещения без соблюдения установленного ст. 8.1 Закона РТ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядка постановки на учет путем включения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна.
Что касается доводов апелляционной жалобы ответчика, то судебная коллегия считает их необоснованными, поскольку обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим своё право на получение жилого помещения до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01 января 2013 года возложена на орган государственной власти Республики Тыва.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 п. 8.3 вышеуказанного Закона жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения.
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва направляет копию принятого решения в течение 10 дней со дня его принятия в орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, и уведомляет заявителя о принятом решении.
В пункте 1 Положения о министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 04 мая 2007 года N 591, указано, что министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по управлению имуществом Республики Тыва (п. 1 в ред. постановления Правительства РТ от 30.11.2012 N 666).
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01 января 2013 года возложена на министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Отсутствие специализированного жилищного фонда, списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не может являться препятствием для реализации права Ооржак М.М. на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
Довод о том, что суд вышел за пределы заявленных истцом требований не может быть принят во внимание, так как исковое требование истца было о предоставлении жилья.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
Суд обоснованно привлек к участию в деле Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и удовлетворил исковое требование.
Судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, а указанные в апелляционной жалобе доводы не могут повлечь отмену законного решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального и материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 мая 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.