Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Баутдинова М.Т., Салчак А.А.,
при секретаре Бичик Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску Калдар-оол О.Ю. к прокуратуре Республики Тыва о взыскании материальной помощи по апелляционной жалобе истца Калдар-оол Олчи Юрьевны на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 февраля 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Калдар-оол О.Ю. обратилась в суд с иском к прокуратуре Республики Тыва о взыскании материальной помощи и компенсации морального вреда, указав, что 26 августа 2013 года подала рапорт на имя прокурора Республики Тыва с просьбой оказать материальную помощь в связи со смертью родной сестры. 05 декабря 2013 года получила решение прокурора Республики Тыва с отказом в удовлетворении её рапорта. Считает такой отказ незаконным, так как родная сестра является близким родственником, поэтому в силу п.3.6. Положения о порядке выплаты премий по итогам службы, материальной помощи и единовременного поощрения прокурорским работникам в органах прокуратуры РФ, утверждённого приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2013 N 28 она имеет право на получение материальной помощи в размере до ** рублей. Просила признать незаконным решение прокурора Республики Тыва об отказе в оказании материальной помощи, обязать прокурора Республики Тыва выплатить материальную помощь в размере до ** рублей, взыскать ** рублей в счёт возмещения судебных расходов, ** рублей в счёт компенсации морального вреда.
Определением суда от 17 февраля 2014 года производство по делу в части исковых требований Калдар-оол О.Ю. к прокуратуре Республики Тыва о взыскании компенсации морального вреда прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 февраля 2014 года исковые требования Калдар-оол О.Ю. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Калдар-оол О.Ю. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указала, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права. Из п. 3.6 Положения о порядке выплаты премий по итогам службы, материальной помощи единовременного поощрения прокурорским работникам в органах прокуратуры, утвержденного приказом Генерального прокурора РФ от 16 января 2013 года N 28 (далее - Положение), следует, что прокурорский работник может просить о материальной помощи в случае смерти близкого родственника. Круг близких родственников указанным Положением не определён. Действующим федеральным законодательством понятие "близкий родственник" раскрывается однозначно с учётом родной сестры. Является неверным вывод суда о том, что ст. 14 СК РФ раскрывает понятие близких родственников лишь применительно к обстоятельствам, препятствующим заключению брака между родственниками, и не имеет универсального характера для регулирования других правовых отношений. Понятие близких родственников раскрыто в ст. 67 СК РФ, к которым относятся дедушка, бабушка, братья, сестры. Ссылка суда на приказ генерального прокурора РФ от 28.03.2005 N 10-13 неуместна, поскольку такой приказ уже не действует. Оказание материальной помощи работнику это не право, а обязанность работодателя, так как это предусмотрено трудовым законодательством. Из документов, представленных ответчиками, следует, что в связи с плановым повышением заработной платы прокурорских работников образовалась недостача лимитов, однако суд не учёл, что повышение заработной платы было плановым, изначально предусматривалось бюджетом, и недостача лимитов являлась временным явлением, которое было исключено к ноябрю 2013 года. На момент рассмотрения рапорта истца прокурором неоднократно выносились приказы в отношении прокурорских работников об установлении им доплат за увеличение объёма работ, то есть за выполнение работниками наряду со своей основной работой дополнительной работы по вакантной должности или за временно отсутствующего работника в связи с болезнью, отпуском и другим причинам. В августе-октябре 2013 года такие доплаты производились, что указывает на наличие экономии фонда оплаты труда. Указанные приказы в материалы дела представлялись.
Представитель ответчика представил суду возражения на апелляционную жалобу, в которых просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, указав на то, что сестра истца имела свою семью и имела самостоятельный источник дохода, на иждивении истца не находилась. Материальная помощь производится по усмотрению руководителя прокуратуры при наличии экономии по фонду оплаты труда. На момент подачи истцом рапорта об оказании материальной помощи недостаток лимитов на оплату труда составлял ** рублей.
Истец Калдар-оол О.Ю. в суде апелляционной инстанции поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика Ойдуп У.М., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала доводы возражения на апелляционную жалобу, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 40 Федерального закона "О прокуратуре РФ", служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом (1). Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (2).
В силу п. 1 ст. 44 этого же закона денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.6. Положения о порядке выплаты премий по итогам службы, материальной помощи и единовременного поощрения прокурорским работникам в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утверждённого приказом Генпрокуратуры России от 16 января 2013 N 28 (далее - Положение) при наличии экономии средств по фонду оплаты труда на основании заявления прокурорского работника может оказываться материальная помощь в случае смерти (гибели) близкого родственника на основании свидетельства о смерти, копия которого прилагается к заявлению, - в размере до 60 тысяч рублей.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Калдар-оол О.Ю. проходит службу в прокуратуре Республики Тыва в должности прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
26 августа 2013 года ею на имя прокурора Республики Тыва подан рапорт с просьбой оказать материальную помощь в связи со смертью её родной сестры Б.
05 декабря 2013 года прокурор Республики Тыва сообщил Калдар-оол О.Ю., что выплата материальной помощи в связи со смертью родной сестры ей не может быть произведена, так как "сестра" к близким родственникам не относится.
Факт того, что Б. является родной сестрой Калдар-оол О.Ю. подтверждается соответствующими доказательства, сторонами не оспаривается.
Данные о сестре истица указывала и в автобиографиях, имеющихся в её личном деле.
Довод истца о возможности применения нормы статьи 14 СК РФ в части определения круга близких родственников был предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается, а потому такой довод не может быть принят во внимание судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Ссылка суда первой инстанции на п. 4.4. Положения об условиях и порядке выплаты премий по результатам работы за квартал, год и оказания материальной помощи в прокуратуре Республики Тыва, утвержденного приказом и.о. прокурора Республики Тыва от 14 апреля 2009 года N221-к, которым круг близких родственников был определён в виде супруга, супруги, отца, матери, детей, лиц, находящихся на иждивении, по мнению судебной коллегии, является необоснованной, поскольку на момент возникновения спорных отношений Положение в указанной редакции утратило силу.
Также судебная коллегия считает несостоятельными доводы возражения на апелляционную жалобу, которые нашли отражение в решении суда первой инстанции о том, что на момент подачи истцом рапорта о предоставлении материальной помощи, в прокуратуре Республики Тыва на имелось экономии средств по фонду оплаты труда.
Наличие недостатка лимитов на оплату труда в размере ** рублей в связи с предстоящим повышением заработной платы не могло влиять на принятие руководителем оспариваемого решения об отказе в выплате материальной помощи, поскольку, как верно указано истцом в жалобе, повышение заработной платы было плановым, изначально предусматривалось бюджетом, недостача лимитов стало временным явлением, которое было исключено к ноябрю 2013 года, тогда как на момент рассмотрения рапорта истца прокурором Республики Тыва принимались решения о выделении прокурорским работникам материальной помощи по другим основаниям. Возможность принятия решения о назначении материальной помощи с выплатой на будущее время у работодателя имелась.
Между тем указанные обстоятельства не могут влечь отмены состоявшегося решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что поскольку Положением предусмотрены условия выплаты материальной помощи, в том числе смерть близкого родственника и наличие экономии средств по фонду оплаты труда, то лишь при их возникновении ответчику предоставлено право, но не обязательность такой выплаты. Работодатель воспользовался своим правом, отказав в выплате материальной помощи.
Судебная коллегия считает такой вывод суда правильным.
Обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, доводы апелляционной жалобы не содержат.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального закона, влекущих отмену судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 апреля 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.