Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
Председательствующего судьи Чикашовой М.Н.,
судей Соскал О.М., Бады-Сагаана А.В.,
при секретаре Мангыр С.Т.,
рассмотрев по докладу судьи Чикашовой М.Н. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ондар А.О. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании включить в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, и о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика - Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва - Хаян-оол В.К. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 марта 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Ондар А.О. обратилась в суд с иском Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, указав, что является сиротой, воспитывалась в детском доме г. Кызыла и в школе-интернате для детей-сирот. С 17 октября 2002 года по 26 мая 2007 года воспитывалась в коррекционной школе-интернате для детей-сирот в с. Усть-Элегест. Постановлением мэра г. Кызыла N 2700 от 11 декабря 2006 года была поставлена в очередь на получение жилья. В 2012 году прокуратурой г. Кызыла было дано разъяснение о том, что, поскольку Ондар А.О. зарегистрирована в с. Усть-Элегест, то законных оснований для предоставления ей жилья за счет средств г. Кызыла не имеется, и ей необходимо обратиться в администрацию с. Усть-Элегест. 08 мая 2013 года администрацией муниципального района "Кызылский кожуун Республики Тыва" Ондар А.О. разъяснено, что, хотя она зарегистрирована в с. Усть-Элегест, фактически с 2007 года она там не проживает, поэтому законных оснований на обеспечение жильем за счет средств Кызылского кожууна не имеется. Также ей рекомендовано обратиться в орган опеки и попечительства г. Кызыла. В настоящее время у Ондар А.О. на иждивении имеется ребенок, ** года рождения, собственного жилья нет, не имеет постоянного источника доходов, поэтому проживают в ГБУ РТ"Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна с 09 октября 2013 года. Просила суд обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В ходе рассмотрения дела Ондар А.О. уточнила исковые требования и просила обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва включить ее в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" на 2014 год, обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить ей и членам ее семьи жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" из специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 марта 2014 года иск Ондар А.О. удовлетворён частично. Суд обязал Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва включить Ондар А.О. в реестр детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, и принять решение о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Суд также обязал министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить Ондар А.О. из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение общей площадью не менее 12,5 кв.м, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Не согласившись с решением суда, действующий по доверенности представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Хаян-оол В.К. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и оставить заявление без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора. Считает, что, поскольку Ондар А.О. не реализовала свое право на получение жилья до 01 января 2013 года, ей необходимо пройти все процедуры, предусмотренные новым порядком предоставления жилья по Закону Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 (ред. от 24.12.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", то есть должна подать заявление, представить все документы, дающие право на включение в список, получить решение о включении в список и направление в орган, управляющий имуществом. Ссылка суда на постановление Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2013 г. N 731 о возложении на Агентство полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, несостоятельна, поскольку оно не опубликовано в средствах массовой информации и не имеет юридической силы.
В возражении на апелляционную жалобу Ондар А.О. просит решение суда оставить без изменения.
Представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Хаян-оол В.К. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал.
Представитель министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ондар О.Б., представитель Правительства Республики Тыва Ховалыг А.А. просили удовлетворить апелляционную жалобу, отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что в республике не сформирован специализированный жилищный фонд.
Представитель мэрии г.Кызыла в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт его неявку неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Ондар А.О., ее представитель Оюн С.П. в судебном заседании не согласились с доводами апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подп. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ондар А.О. родилась ** года в г. Чадан Республики Тыва, ее матерью была А., отцом - О..
Согласно свидетельствам о смерти, А. умерла 29 сентября 1995 года.
Ондар А.О. с 17 октября 2002 года по 26 мая 2007 года находилась в ГБОУ РТ "Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с. Усть-Элегест", что подтверждается справкой. Имеет статус сироты.
Согласно аттестату о среднем общем образовании, в 2009 году Ондар А.О. окончила МОУ Открытой общеобразовательной школы г. Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.
В соответствии с дипломом от 22 июля 2009 года Ондар А.О. присвоена квалификация "продавец продовольственных товаров третьего разряда, продавец непродовольственных товаров третьего разряда".
У Ондар А.О. имеется также диплом, выданный 30 июня 2012 года, в соответствии с которым ей присвоена квалификация "Техник" по специальности "Технология молока и молочных продуктов".
Из письма заместителя прокурора г. Кызыла Гилевой Л.С. видно, что Ондар А.О. разъяснено ее право на обеспечение жилым помещением по месту регистрации, то есть в с. Усть-Элегест.
Согласно письму администрации муниципального района "Кызылский кожуун" от 08 мая 2013 года, Ондар А.О. была зарегистрирована в с. Усть-Элегест во время обучения в школе-интернате, должна была выписаться по выбытии. Постановлением мэрии г. Кызыла N 2700 от 11 декабря 2006 года поставлена в очередь на получение квартиры.
Согласно контрольной карточке, Ооржак М.М. постановлением горисполкома г. Кызыла N 1963 от 15 декабря 2002 года принята на учет по улучшению жилищных условий как сирота. Перерегистрацию очереди проходила в августе 2008 года и в мае 2011 года.
У Ондар А.О. имеется на иждивении малолетний ребенок М., ** года рождения.
Из справки, выданной 28 октября 2013 года ГБУ РТ "Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна" следует, что Ондар А.О. с малолетним сыном действительно проживают в кризисном отделении этого Центра.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем закреплены в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом первой инстанции верно установлена принадлежность Ондар А.О. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Ондар А.О., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что она с 2006 года состоит в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время жильем не обеспечена.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01.01.2013 предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01.01.2013 такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 2.1. ст. 8.1 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления.
Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от 24.12.2013 N 2268 ВХ-1)
Исходя из вышеуказанных норм, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы ответчика, поскольку они не содержат правовых оснований для пересмотра по существу правильного судебного решения и сводятся к выражению несогласия с позицией суда.
Объективная нуждаемость Ондар А.О. в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, в апелляционной жалобе не приводится.
Доводы о том, что истице следует пройти процедуру постановки на учет по новому порядку, являются несостоятельными, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в жалобе, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим своё право на получение жилого помещения до вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01 января 2013 года возложена на орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, что следует из толкования ст. 8.3 Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Согласно данной статьи, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва направляет копию принятого решения в течение 10 дней со дня его принятия в орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, и уведомляет заявителя о принятом решении. На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.
В пункте 1 Положения о министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 04 мая 2007 года N 591 (в ред. от 30 ноября 2012 года), указано, что министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по управлению имуществом Республики Тыва (п. 1 в ред. постановления Правительства РТ от 30.11.2012 N 666).
Истцом заявление о предоставлении жилья было подано в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва 23 апреля 2013 г. (л.д.72).
Отсутствие специализированного жилищного фонда, нерассмотрение заявления Агенством и невключение истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не может являться препятствием для реализации права Ондар А.О. на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
С учетом того, что Ондар А.О. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состояла в очереди на получение жилого помещения в Администрации г. Кызыла, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обязанность предоставить Ондар А.О. однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Также обоснованно суд обязал Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва включить Ондар А.О. в реестр детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, и принять решение о предоставлении жилого помещения, так как она состояла на учете в качестве нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями в органе местного самоуправления и должна быть включена в список на основании сведений, представленных этим органом ( пункты 2 и 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 918 ВХ-1).
Таким образом, судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, а указанные в апелляционной жалобе доводы не могут повлечь отмену законного решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 мая 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.