Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Дулуша В.В., Кунгаа Т.В.
при секретаре Монгуш Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семиспей И.А. в интересах несовершеннолетней К. к мэрии города Кызыла о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Кызыла по апелляционной жалобе представителя ответчика Ооржака Б.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., законного представителя несовершеннолетней истицы - Семиспей И.А.,
УСТАНОВИЛА:
Семиспей И.А. обратилась с иском к мэрии г. Кызыла о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетней К. В обоснование иска указала, что её дочь с сентября 2010 года состоит в очереди на получение места в МДОУ под N **. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено. Просила обязать мэрию г. Кызыла предоставить К. место в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Кызыла.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 февраля 2014 года иск Семиспей И.А. удовлетворён. Судом возложена обязанность на мэрию города Кызыла в течение трёх месяцев предоставить место в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении города Кызыла ребёнку Семиспей И.А. - К..
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии г. Кызыла по доверенности Ооржак Б.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части предоставления места в группе полного дня. В обоснование указал, что постановлением мэра г. Кызыла от 02 июня 2010 года N 1849 определён единый порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений г. Кызыла. Суд не учёл отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях г. Кызыла. Предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с решением суда нарушает права других детей, которые поставлены на учёт ранее и имеют право на устройство в дошкольные образовательные учреждения на таких же основаниях. В Конституции РФ и Федеральном законе "Об образовании в РФ" общедоступность дошкольного образования предполагает, прежде всего, разумность сроков реализации указанного социального права, при этом в силу требований закона должен учитываться принцип очерёдности, за исключением льготной категории граждан. Федеральным законом "Об образовании в РФ" не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению места в дошкольном учреждении в группе полного дня.
В судебном заседании законный представитель несовершеннолетней истицы - Семиспей И.А. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель ответчика - мэрии г Кызыла и представитель третьего лица - Департамента по образованию мэрии г Кызыла в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 года (вступила в силу для Российской Федерации 15.09.1990 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребёнка.
Статьёй 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Законодательные гарантии конституционного права ребёнка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ, а также в Федеральном законе Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ч.3 ст.5).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Аналогичное положение содержится в п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Судом первой инстанции установлено, что К., состоит в льготной очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении по состоянию на 2013 год под ** ( **). До настоящего времени место ребёнку в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что мэрией г. Кызыла обязанность по обеспечению К. местом в дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено её конституционное право на общедоступное бесплатное дошкольное образование, и правильно возложил на мэрию г. Кызыла указанную обязанность.
Кроме этого, судом первой инстанции правильно определено, что отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях и наличие очереди на получение мест в этих учреждениях не может являться препятствием в реализации конституционного права ребёнка на дошкольное образование.
Между тем довод апелляционной жалобы представителя ответчика о незаконности указания судом на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла в группе полного дня является обоснованным по следующим основаниям.
В Федеральном законе Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" отсутствует указание на то, что орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ детей к дошкольному образованию путём определения их в группы полного дня.
Согласно п. 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014, режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с её уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращённого дня (8 - 10,5-часового пребывания); продлённого дня (13 - 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.
В силу п. 2.5. Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, программа разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и с учётом примерных программ. При разработке программы организация определяет продолжительность пребывания детей в организации, режим работы организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в группах различные программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
Таким образом, определение режима функционирования групп детей в дошкольных образовательных учреждениях определяется самим образовательным учреждением, в которое будет направлена несовершеннолетняя К.., а не мэрией г. Кызыла, которая обязана только обеспечить доступ к бесплатному дошкольному образованию.
Поэтому решение в указанной части подлежит изменению путём исключения из второго абзаца резолютивной части слов "в группе полного дня".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 4 февраля 2014 года изменить, исключив из второго абзаца резолютивной части решения суда слова "в группе полного дня".
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 мая 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.