Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Баутдинова М.Т., Куулар Л.Д.,
при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску Лопсан А.Р. в защиту интересов несовершеннолетней дочери С. к мэрии города Кызыла о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Кызыла по апелляционной жалобе представителя ответчика Майны Б.Б. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 марта 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Лопсан А.Р. обратилась в суд с иском к мэрии города Кызыла о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении её малолетней дочери С. В обоснование иска указала, что её дочь Серээ Д.Б. состоит в очереди на получение места в МДОУ под N. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 марта 2014 года иск Лопсан А.Р. удовлетворён частично. Возложена обязанность на мэрию города Кызыла в течение шести месяцев предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Кызыла в группе полного дня С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии г. Кызыла по доверенности Майны Б.Б. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить. В обоснование указал, что законодательство Российской Федерации не обязывает учредителя детских садов предоставлять места в детских садах. Согласно ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", в приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьёй 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Суд не учёл отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях г. Кызыла. Предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с решением суда нарушает права других детей, которые поставлены на учёт ранее и имеют право на устройство в дошкольные образовательные учреждения на таких же основаниях, что противоречит нормам Конституции РФ. В Конституции РФ и законе "Об образовании" общедоступность дошкольного образования предполагает, прежде всего, разумность сроков реализации указанного социального права, при этом в силу требований закона должен учитываться принцип очередности, за исключением льготной категории граждан. Также указывает, что превышение количества воспитанников в детских учреждениях приведёт к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований (2.4.1.3049-13), которыми определено допустимое количество детей в группах. Федеральным законом "Об образовании в РФ" не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению места в дошкольном учреждении в группе полного дня.
Истец Лопсан А.Р. в судебном заседании просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребёнка (для России - вступившей в силу с 15 сентября 1990 года), во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Статьёй 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.Законодательные гарантии конституционного права ребёнка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе Российской Федерации "Об образовании в российской Федерации".
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 ФЗ N 131 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Аналогичное положение содержится в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (п. 1 ч. 1 ст. 9).
Судом первой инстанции установлено, что С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Кызыле Республики Тыва, состоит на учёте для получения места в дошкольном образовательном учреждении. До настоящего времени место ребёнку в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.
При таких обстоятельствах мэрией г. Кызыла возложенная на неё законом обязанность по обеспечению ребёнка местом в дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право малолетней С. на общедоступное бесплатное дошкольное образование, поэтому суд первой инстанции правильно возложил на мэрию г. Кызыла исполнить указанную обязанность.
Кроме этого, судом первой инстанции правильно определено, что отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях не может являться препятствием в реализации конституционного права ребёнка на дошкольное образование.
Доводы представителя ответчика о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду их необоснованности, ввиду отсутствия свободных мест и нарушения прав других детей предоставлением ребёнку истца места в детском дошкольном учреждении, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку судом достоверно установлена обязанность ответчика по предоставлению детям в возрасте с 2 месяцев до шести лет и семи месяцев места в детском дошкольном учреждении.
При рассмотрении дела судом в указанной части не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального закона, влекущих отмену судебного решения.
Между тем, довод апелляционной жалобы представителя ответчика о незаконности указания о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла в группе полного дня является обоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014, режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с её уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 - 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.
В силу п. 2.5. Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 программа разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и с учётом примерных программ. При разработке программы организация определяет продолжительность пребывания детей в организации, режим работы организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в группах различные программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
Таким образом, определение режима функционирования групп детей в дошкольных образовательных учреждениях определяется самим образовательным учреждением, в которое будет направлена несовершеннолетняя С., а не мэрией г. Кызыла, которая обязана только обеспечить доступ к бесплатному дошкольному образованию.
Поэтому решение в указанной части подлежит изменению на основании ст. 330 ГПК РФ, а апелляционная жалоба представителя ответчика - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 марта 2014 года изменить, исключив из абзаца второго резолютивной части решения суда слова "в группе полного дня".
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2014 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.