Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 22 мая 2014 г. по делу N 7р-55/2014
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Сивец О.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Козина А.С. на решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 14 апреля 2014 года, которым оставлено без изменения постановление главного государственного инспектора Бейского района по пожарному надзору "данные изъяты" от 07 марта 2014 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ
должностного лица - и.о. директора МБОУ "Бондаревская средняя общеобразовательная школа" Воронковой Г.Н..
Огласив жалобу, заслушав защитника Козина А.С., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Бейского района по пожарному надзору "данные изъяты" от 07 марта 2014 года должностное лицо - и.о. директора МБОУ "Бондаревская средняя общеобразовательная школа" Воронкова Г.Н. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением Бейского районного суда Республики Хакасия от 14 апреля 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, защитник Козин А.С. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств. Ссылается на то, что на момент проверки в соответствии с годовым планом-графиком проведение работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений не было запланировано, в связи с чем в действиях Воронковой Г.Н. отсутствует состав административного правонарушения. Приводит довод о том, что по итогам проверки за нарушения правил противопожарного режима к административной ответственности привлечены должностное лицо и юридическое лицо, поскольку выявленные нарушения, допущены в результате одного бездействия, административным органом назначение наказания произведено без учета требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Указывает, что в постановлении по делу об административном правонарушении не содержится сведений о месте его совершения. Ссылается на малозначительность содеянного и возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту - ППР РФ), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 63 ППР РФ руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.
Вина должностного лица - и.о. директора МБОУ "Бондаревская средняя общеобразовательная школа" Воронковой Г.Н. в несоблюдении приведенных правил пожарной безопасности и совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 13.02.2014 с 09.05 часов до 11.50 часов, 21.02.2014 с 10.05 часов до 11.00 часов была проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Бондаревская средняя общеобразовательная школа". В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов), в том числе: не обеспечение проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации (п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту - ППР РФ) (л.д. 13).
Протокол "данные изъяты" об административном правонарушении от 21.02.2014 отражает нарушения должностного лица - и.о. директора МБОУ "Бондаревская средняя общеобразовательная школа" Воронковой Г.Н. (л.д. 10-11). Из объяснений Воронковой Г.Н., изложенных в протоколе от 21.02.2014, следует, что нарушения п. 63 Правил противопожарного режима не устранены, поскольку отсутствуют денежные средства. Допустимость указанного доказательства сомнений не вызывает, т.к. положения ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ Воронковой Г.Н. были разъяснены.
Вопреки доводам жалобы, в постановлении указано место совершения правонарушения - "данные изъяты", т.к. именно в данном месте выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, составлено уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в постановлении отражены верно.
Довод, содержащийся в жалобе об отсутствии состава правонарушения в связи с тем, что на момент проверки в соответствии с годовым планом-графиком проведение работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений не было запланировано, опровергается справкой, предоставленной главным государственным инспектором Бейского района по пожарному надзору, согласно которой на момент проверки 21.02.2014 договор, либо график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту на текущий 2014 год предоставлен не был. Сведения о нарушении п. 63 Правил противопожарного режима содержаться и в письме и.о. директора МБОУ " Бондаревская СОШ" главе администрации Бейского района.
Довод стороны защиты о том, что здание гаража не значится на балансе МБОУ "Бондаревская средняя общеобразовательная школа", следовательно, привлечение к административной ответственности должностного лица Воронкову Г.Н. незаконно, несостоятелен. Как следует из материалов дела, нарушения п. 63 Правил противопожарного режима допущены в отношении всего имущества, принадлежащего МБОУ "Бондаревская СОШ" на праве оперативного управления, а не только здания гаража.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностное положение Воронковой Г.Н. подтверждается приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30), трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-33), уставом МБОУ "Бондаревская средняя общеобразовательная школа" (л.д. 40-53), должностной инструкцией (л.д. 34-35). Согласно должностной инструкции руководитель образовательного учреждения, в том числе исполняет обязанности по осуществлению руководством образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения (п. 3.1), выполняет правила по охране и пожарной безопасности (п. 3.27).
При таких обстоятельствах собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы опровергнуть доводы жалобы и исключить сомнения в виновности и.о. директора МБОУ "Бондаревская средняя общеобразовательная школа" Воронковой Г.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Выводы суда мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется. Несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, не является основанием для отмены решения суда.
Ссылки, содержащиеся в жалобе, о назначении наказания без учета требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, несостоятельны. Из материалов дела следует, что должностное лицо Воронкова Г.Н. привлечена к административной ответственности за одно правонарушение - лишь по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. При таких обстоятельствах назначение наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ исключалось.
Административное наказание назначено Воронковой Г.Н. в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного деяния несостоятельны. С учетом характера совершенного правонарушения, степени нарушения охраняемых общественных отношений, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела не допущено. Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и основания для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 14 апреля 2014 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - и.о. директора МБОУ "Бондаревская средняя общеобразовательная школа" Воронковой Г.Н. оставить без изменения, жалобу защитника Козина А.С. - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда Республики Хакасия Г.А. Когай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.