Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Михайловой А.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Забеевой В.Н. на постановление Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 24 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, которым
Забеева В.Н.,
признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с выдворением за пределы Российской Федерации в виде самостоятельного контролируемого выезда за ее счет.
Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 24 апреля 2014 года Забеева В.Н. привлечена к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Обстоятельства административного правонарушения указаны в постановлении суда.
Не согласившись с постановлением суда, Забеева В.Н. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит постановления суда изменить. Ссылается на положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека, п. 3 ст. 7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и не соглашается с постановлением суда в части назначенного наказания в виде выдворения за пределы РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия приходит к следующему.
В силу ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Объективной стороной состава административного правонарушения, за совершение которого Забеева В.Н. привлечена к административной ответственности в соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, как следует из оспариваемого постановления является нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, дающих право на законное пребывание (проживание) в Российской Федерации и не принятии самостоятельных мер по выезду из Российской Федерации.
Как установлено пунктом 2 ст. 5 Федерального Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о правовом положении) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении).
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона о правовом положении).
Миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 2 Закона о правовом положении).
Статьями 7, 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрена обязанность постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина временно пребывающего на территории РФ.
Вина Забеевой В.Н. в несоблюдении приведенных положений закона подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании, приведенных в постановлении суда, и не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Мотивируя свои выводы, суд обоснованно сослался на доказательства, к которым отнес: протокол "данные изъяты" об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2), объяснение Забеевой В.Н., содержащееся в протоколе, не оспаривающей наличие события административного правонарушения (л.д. 2), рапорт и.о. начальника ТП УФМС России по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3), копии паспорта и миграционной карты, которыми подтверждено, что на территории РФ Забеева В.Н. пребывала с 30.11.2013, срок пребывания истек - 27.02.2014 (л.д. 4-9).
С учетом данных об отсутствии фактов обращения с заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, суд первой инстанции сделал правильный вывод о нарушении Забеевой В.Н. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, что выразилось в непринятии самостоятельных мер по выезду из Российской Федерации, в отсутствии документов, дающих право на законное пребывание (проживание) в Российской Федерации. Собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы опровергнуть доводы жалобы и исключить сомнения в виновности Забеевой В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Выводы суда мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется.
В то же время судом при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ не учтено следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Конвенции от 04 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" (далее по тексту - Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
При этом под семейной жизнью понимаются не только отношения, основанные на браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством соответствующего государства, но и фактически сложившиеся, длительные семейные отношения.
Так, в Постановлении Европейского Суда по правам человека по делу "Алим против Российской Федерации" от 27 сентября 2011 года указано, что понятие семьи в значении ст. 8 Конвенции включает в себя не только зарегистрированные супружеские отношения, но и другие "семейные" связи, которые предусматривают, что их участники живут совместно вне законного брака.
Из материалов дела следует, что Забеева В.Н. проживает на территории РФ совместно с ФИО1 - гражданином РФ, ведя с ним общее хозяйство. В суд первой инстанции была предоставлена справка из ГБУЗ РХ "Копьёвская центральная районная больница" "данные изъяты" (л.д. 14). Свидетель ФИО1, допрошенный судом первой инстанции, подтвердил, что проживает вместе с Забеевой В.Н., "данные изъяты" (л.д. 21).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии фактических семейных связей.
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранному гражданину, в отношении которого вынесено решение о выдворении из Российской Федерации, не разрешается въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня выдворения.
Следовательно, выдворение Забеевой В.Н. безусловно повлечет вмешательство в ее личную и семейную жизнь.
Учитывая, что в материалах дела не имеется сведений о том, что нахождение Забеевой В.Н. на территории Российской Федерации нанесет существенный ущерб государственным, общественным интересам, следует признать назначение ей административного выдворения за пределы РФ не соответствующим целям административного наказания.
При изложенных обстоятельствах, постановление Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 24 апреля 2014 года подлежит изменению путем исключения из него указание на назначение Забеевой В.Н. административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в виде самостоятельного контролируемого выезда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 24 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Украины Забеевой В.Н. изменить: исключить указание на назначение Забеевой В.Н. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Судья
Верховного Суда Республики Хакасия Г.А. Когай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.