Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Удмуртской Республики Пономарева В.И.
на решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Зайцевой Л.Е.,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по гор. Ижевску З. в отношении "данные изъяты" Зайцевой Л.Е. составлен протокол "данные изъяты" по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ).
Постановлением судьи Индустриального районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 16 августа 2013 года "данные изъяты" Зайцева Л.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2013 года постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей районного суда, отменено, производство по делу прекращено.
Посчитав, что при вынесении решения судьей верховного суда республики существенным образом нарушены требования КоАП РФ, первым заместителем прокурора Удмуртской Республики принесен протест, в котором ставиться вопрос об отмене решения, вынесенного по результатам пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, и возвращении дела на новое рассмотрение в районный суд.
Проверив материалы дела, поступившие в Верховный Суд Удмуртской Республики 11 апреля 2014 года, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что "данные изъяты" года, в связи с невыполнением в установленный срок - до "данные изъяты" года - законного предписания Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения гор. Ижевска от 6 мая 2013 года N61, в отношении "данные изъяты" Зайцевой Л.Е. составлен протокол "данные изъяты" по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д.2, 5).
Судьей районного суда по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении событие правонарушения по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлено, Зайцевой Л.Е., как должностному лицу, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Судья верховного суда республики, отменяя постановление по делу об административном правонарушении, исходил из существенного нарушения при рассмотрении дела процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Основанием же для прекращения производства по делу указано истечение "данные изъяты" года трехмесячного срока давности привлечения "данные изъяты" Зайцевой Л.Е. к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5, пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
С названными выводами судьи Верховного Суда Удмуртской Республики согласиться нельзя.
Действительно, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Между тем, нормы КоАП РФ в зависимости от характера правоотношений, на которые осуществляется посягательство противоправным действием (бездействием), от вида установленного административного наказания предусматриваются более длительные сроки давности привлечения к административной ответственности.
Так, согласно части 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Принимая во внимание, что для должностных лиц за административное правонарушение по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, помимо административного штрафа, как указывалось выше, установлено наказание в виде дисквалификации, то срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел с таким субъектным составом определен законодателем в один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - один год со дня его обнаружения (часть 3 статьи 4.5 КоАП РФ).
Таким образом, учитывая, что государственным инспектором дорожного надзора при возбуждении дела об административном правонарушении, судьей районного суда при рассмотрении дела действия "данные изъяты" Зайцевой Л.Е., как должностного лица, квалифицированы по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, время совершения ею данного правонарушения определено "данные изъяты" года, то годичный срок давности привлечения к административной ответственности, в соответствии со статьей 4.8 КоАП РФ, истекает "данные изъяты" года.
Следовательно, судья верховного суда республики, прекращая 27 ноября 2013 года производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Зайцевой Л.Е. за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, допустил нарушение требований статей 4.5, 24.5 КоАП РФ, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившим, в свою очередь, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2013 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в Индустриальный районный суд гор. Ижевска Удмуртской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Зайцевой Л.Е. отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Зайцевой Л.Е. возвратить на новое рассмотрение в Индустриальный районный суд гор. Ижевска Удмуртской Республики.
Протест первого заместителя прокурора Удмуртской Республики Пономарева В.И. удовлетворить.
Заместитель Председателя
Верховного Суда Удмуртской Республики А.В. Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.