Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 16 апреля 2014 года дело по жалобе Казенного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинский межрайонный противотуберкулезный диспансер министерства здравоохранения "Удмуртской Республики"
на постановление судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 3 апреля 2014 года, которым Казенное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинский межрайонный противотуберкулезный диспансер министерства здравоохранения "Удмуртской Республики" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 3 апреля 2014 года Казенное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинский межрайонный противотуберкулезный диспансер министерства здравоохранения "Удмуртской Республики" (далее по тексту - КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности отделения стационара КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР", расположенного по адресу: "адрес", сроком "данные изъяты", при этом разрешен доступ в помещения отделения стационара, для производства работ, связанных с устранением нарушений, указанных в постановлении.
Временный запрет деятельности отделения стационара КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ "УР", расположенного по адресу: "адрес", отменен, зачтен в срок административного приостановления деятельности период временного запрета деятельности с "данные изъяты"
В жалобе на указанное постановление, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, законный представитель КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР" Горлов И.П. просит изменить вид назначенного наказания, заменив административное приостановление деятельности на штраф.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что вменение нарушения учреждением п.5.2 СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" не правомерно, поскольку организацией заключен договор с МУП "Водоканал", по условиям которого МУП "Водоканал" осуществляет прием сточных вод КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР" и обеспечивает их транспортировку очистку и сброс.
Кроме того, оспаривает вменение п. 11.20 СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", ссылаясь на то, что КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР" заключен договор с МУП "Банно-прачечный комбинат", которое осуществляет обработку подушек, матрасов, одеял в дезинфекционной камере.
Указывает на необоснованное вменение п. 3.3 СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", поскольку в КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР" имеется 4 отдельных входа, в том числе и разные входы для посещений взрослого и детского населения.
Выслушав законного представителя Горлова И.П., защитников: Григорьеву О.К., Глазкову И.В., Свинцова Д.А.,представителей административного органа Бакиеву Т.Ю., Знак Е.Г., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в виде административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что начальником управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске Бакиевой Т.Ю. было принято распоряжение N 40 от 05 марта 2014 года о проведении проверки в отношении КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР".
31 марта 2014 года ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске составлен акт проверки КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР".
Согласно акту проверки, в период с "данные изъяты" в помещениях КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР" по адресу: "адрес", зафиксированы нарушения санитарного законодательства: ФЗ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части статей 11, 24, 29, выразившиеся в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических правил, а именно: СаНПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" в части следующего:
- В нарушение главы 1 п. 6.5, п. 6.18, п. 6.36 согласно которых системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования. В инфекционных, в том числе туберкулезных, отделениях вытяжные вентиляционные системы оборудуются устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки. Воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные решетки, вентиляционные камеры, вентиляционные установки и другие устройства должны содержаться в чистоте, не иметь механических повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности. Использование вентиляционных камер не по прямому назначению запрещается.
Уборка помещений вентиляционных камер должна проводиться не реже 1 раза в месяц, а воздухозаборных шахт не реже 1 раза в полгода. Техническое обслуживание, очистка и дезинфекция систем вентиляции предусматривается не реже 1 раза в год. Устранение текущих неисправностей, дефектов проводится безотлагательно, фактически паспорт на систему механической приточно-вытяжной вентиляции в КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" отсутствует, сама механическая вентиляция не работает, нарушена ее целостность системы, вентиляционная камера захламлена. Техническое обслуживание, очистка и дезинфекция систем вентиляции не проводятся. Фильтры тонкой очистки отсутствуют.
В нарушение п. 3.3, согласно которого структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, планировка помещений КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" не исключает перекрещивания потоков с разноской степенью эпидемиологической опасности, так как на первом этаже здания размещены палаты стационара для взрослого населения и кабинет для приема детского населения врачом фтизиатром, процедурный кабинет для детей. Фактически вход в диспансер, холл - общие для здоровых и больных людей, при том что дети, посещающие данное учреждение, не имеют установленного диагноза "туберкулеза".
В нарушение главы 1 п. 4.2-4.3, согласно которым поверхность стен, полов, потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, устойчивой для влажной уборки и устойчивой к действию дезинфицирующих средств, в помещениях кабинетов, в том числе в процедурном кабинете на стенах и потолках, в полу имеются глубокие трещины отваливается штукатурка и краска, повсеместно есть дефекты отделки, затрудняющие проведение влажной уборки и дезинфекции.
В нарушение п. 11.20, согласно которого после выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке, таковая камера в КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР отсутствует, мягкий инвентарь из туберкулезного диспансера вывозиться за пределы лечебного учреждения в МУП Банно-прачечный комбинат" г. Воткинска, для проведения камерной обработки.
В нарушение п. 5.2., согласно которого очистка и обеззараживание сточных вод от ЛПО должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды ЛПО должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях, сточные воды туберкулезного диспансера перед сбросом в общегородскую канализацию не проходят обеззараживание.
Промежуточный колодец, исполняющий функцию хлораторной, не функционирует, фактически хлорирование сточных вод не производится, необеззараженные сточные воды диспансера поступают в общегородскую систему канализации, а затем во внешнюю среду.
В нарушение СаНПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", нарушается правила сбора, хранения, утилизации медицинских отходов, отнесенных к классу "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы, а именно: п. 3.6 - отсутствует схема обращения с медицинскими отходами; п. 4.25 - пакеты с медицинскими отходами при окончательной упаковке не имеют маркировки.
п. 8.2 - отсутствуют технологические журналы учета медицинских отходов: журнал с указанием количества единиц упаковки каждого вида отходов; журнал учета вывозимых единиц упаковки/вес, сведения о вывозе, с указанием организации производящей вывоз; журнал по обращению с отходами, являющийся основным учетным и отчетным документом
п. 10.8, п. 10.9 - помещение предназначенное для временного хранения медицинских отходов не подключено к системе водоснабжения, отсутствуют поливочный кран, отсутствуют весы, и устройство для обеззараживания воздуха.В нарушение СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1.278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10 изменения и дополнения N1, общая искусственная освещенность ниже нормируемых показателей в помещениях стационара, амбулатории, рентгеновского кабинета.
На основании акта проверки начальником ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске 31 марта 2014 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР".
В этот же день, 31 марта 2014 года, составлен протокол о временном запрете деятельности отделения стационара КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР".
Административный материал передан для рассмотрения по подведомственности в Воткинский районный суд Удмурсткой Республики.
Приходя к выводу о необходимости привлечения КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР" к административной ответственности, судья районного суда исходил из доказанности допущенных КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР" нарушений санитарных норм и правил.
Между тем, КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР" помимо иных нарушений вменяется также нарушение п. 11.20 СаНПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Согласно указанному требованию СаНПиН после выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. Дезинфекционной обработке подлежат кровать и тумбочка пациента. В медицинской организации должен быть обменный фонд постельных принадлежностей, для хранения которого предусматривается специальное помещение.
При вменении нарушения административный орган указал, что таковая камера в КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" отсутствует, мягкий инвентарь из туберкулезного диспансера вывозиться за пределы лечебного учреждения в МУП "Банно-прачечный комбинат" г. Воткинска, для проведения камерной обработки.
Согласно п. 3.16 СаНПиН 2.1.3.2630-10 в стационарах следует предусматривать дезинфекционное отделение, состав и площадь которого определяется количеством обрабатываемых постельных принадлежностей. При отсутствии собственного дезинфекционного отделения дезинфекция постельных принадлежностей может проводиться в других организациях, имеющих дезинфекционные камеры.
В материалах дела имеется договор, заключенный между МУП "Банно-прачечный комбинат" и КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР", согласно которому МУП "Банно-прачечный комбинат" обязуется производить качественную обработку подушек, матрацев, одеял в дезкамере.
Прихожу к выводу, что с учетом того, что требованиями СаНПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что дезинфекция постельных принадлежностей может производиться не только в дезинфекционной камере, находящейся в стационаре, но и в дезинфекционных камерах других организаций, при наличии вышеуказанного договора между МУП "Банно-прачечный комбинат" и КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР", вменение КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" нарушения п. 11.20 СаНПиН 2.1.3.2630-10 необоснованно и подлежит исключению из объема вмененных нарушений.
Кроме того, КУЗ УР "Воткинский МПТД МЗ УР" вменяется нарушение требований п. 3.3 СаНПиН 2.1.3.2630-10.
Согласно п. 3.3 СаНПиН 2.1.3.2630-10 структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности.
В качестве обоснования вменения нарушения административным органом указано, что планировка помещений КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" не исключает перекрещивания потоков с разноской степенью эпидемиологической опасности, так как на первом этаже здания размещены палаты стационара для взрослого населения и кабинет для приема детского населения врачом физиатром, процедурный кабинет для детей. Фактически вход в диспансер, холл - общие для здоровых и больных людей, при том что дети, посещающие данное учреждение, не имеют установленного диагноза "туберкулеза".
Между тем, прихожу к выводу о том, что административным органом не представлено достаточных доказательств в подтверждение вмененного нарушения. Защитная позиция законного представителя КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" о том, что КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" имеет 4 отдельных входа, в том числе разные входы для посещений взрослого и детского населения не опровергается материалами дела, подтверждается представленным техническим паспортом на здание диспансера.
Таким образом, прихожу к выводу о необходимости исключения нарушения п. 3.3 СаНПиН 2.1.3.2630-10 из объема вмененных КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" нарушений требований санитарного законодательства.
Довод заявителя о необоснованности вменения нарушения п. 5.2 СаНПиН 2.1.3.2630-10 нахожу подлежащим отклонению.
Согласно п. 5.2 СаНПиН 2.1.3.2630-10 очистка и обеззараживание сточных вод от ЛПО должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды ЛПО должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на наличие договора между КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" и МУП "Водоканал" по условиям которого МУП "Водоканал" обязуется осуществлять прием сточных вод и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Между тем, п. 5.2 СаНПиН 2.1.3.2630-10 помимо очистки сточных вод от ЛПО предусматривает необходимость обеззараживания сточных вод от ЛПО, что не осуществляется КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР".
Наличие иных вмененных КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" нарушений сомнений не вызывает, подтверждается собранными по делу доказательствами в их совокупности.
Доводы жалобы о чрезмерной суровости назначенного наказания не могу признать обоснованными.
При назначении наказания в виде административного приостановления деятельности КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" сроком на 90 суток судья районного суда исходил из того, что выявленные нарушения имели место на протяжении длительного времени, мер по их устранению не принималось, что не исключает возможности ухудшения санитарно-эпидимиологической обстановки на территории г. Воткинска УР. Применение иного, более мягкого наказания не будет отвечать целям назначения наказания, не повлечет за собой устранения выявленных нарушений в кратчайшие сроки.
Учтены судьей и положения ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, в соответствии с которыми административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей. Наличие такой опасности подробно мотивировано в оспариваемом постановлении. С мотивами применения такого вида наказания не согласиться не имею возможности.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Судьей районного суда правильно установлено, что отягчающие обстоятельства по делу отсутствуют, имеется смягчающее обстоятельство - частичное признание вины в совершении правонарушения.
Учтя все перечисленные выше обстоятельства, судья обоснованно назначил наиболее суровое наказание в максимальном размере.
При рассмотрении настоящей жалобы, несмотря на исключение из объема вмененных нарушений нарушения п. 3.3, п. 11.20 СаНПиН 2.1.3.2630-10, прихожу к выводу том, что назначенное наказание в виде административного приостановления деятельности КУЗ УР "Воткинский МПТД М3 УР" сроком на "данные изъяты" не подлежит изменению, поскольку соответствует обстоятельствам, перечисленным в ст.4.1 и 3.12 КоАП РФ, характеру и степени опасности правонарушения.
Нарушений требований процессуального законодательства при производстве по делу в административном органе и при рассмотрении его судьей районного суда не допущено.
Руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Воткинского районного суда УР от 3 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ в отношении Казенного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинский межрайонный противотуберкулезный диспансер министерства здравоохранения "Удмуртской Республики" оставить без изменения, жалобу Казенного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинский межрайонный противотуберкулезный диспансер министерства здравоохранения "Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Судья А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.