Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Сергеевой С.М. и Гришиной Г.Н.
при секретаре Киселевой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 24 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Владимирской области Еланцева А.В. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 27 января 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Мамлевой О. Н. к Следственному управлению Следственного комитета России по Владимирской области о понуждении включить в выслугу лет, дающей право на пенсию, на доплату за выслугу лет и дополнительный оплачиваемый отпуск, период службы и произвести перерасчет удовлетворить частично.
Обязать Следственное управление Следственного комитета России по Владимирской области включить Мамлевой О. Н. в выслугу лет, дающую право на пенсию, на доплату за выслугу лет и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, период службы в календарном исчислении ****, в льготном исчислении- ****.
Обязать Следственное управление Следственного комитета России по Владимирской области произвести перерасчет надбавки к денежному содержанию (пенсии) с ****; доплаты за выслугу лет и дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы с **** с учетом периода службы в календарном исчислении ****, в льготном исчислении- ****.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., объяснения представителя Следственного управления Следственного комитета России по Владимирской области Васиной Т.А., действующей на основании доверенности, возражения на жалобу Мамлевой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мамлева О.Н. обратилась в суд с иском к Следственному управлению Следственного комитета России по Владимирской области (далее СУ СК России по Владимирской области) о понуждении включить в выслугу лет, дающую право на пенсию, на доплату за выслугу лет и дополнительный оплачиваемый отпуск период службы и произвести перерасчет пенсии.
В обоснование иска указала, что с **** по **** проходила службу в **** (далее ****), откуда уволена фактически переводом, а по документам- по сокращению штата. С **** по **** она проходила службу в ****. С **** по настоящее время является сотрудником СУ СК России по Владимирской области. Выслуга лет до поступления на службу в СУ СК России по Владимирской области установлена в календарном исчислении ****, в льготном исчислении- ****. Однако ответчик, без законных оснований, уменьшил выслугу лет до ****.
Просила обязать СУ СК России по Владимирской области включить в выслугу лет, дающую право на пенсию, а также на доплату за выслугу лет и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска период службы в **** и **** в календарном исчислении ****, в льготном исчислении- ****, определенный приказом **** **** л/с от **** г.; произвести перерасчет надбавки к денежному содержанию в размере **** пенсии с **** г.; доплаты за выслугу лет и дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы с **** г.
В судебном заседании Мамлева О.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика- СУ СК России по Владимирской области Васина Т.А., действующая на основании доверенности, иск не признала. Указала, что действующим законодательством включение периода работы в **** в стаж, дающий право на пенсию, на доплату за выслугу лет и дополнительный оплачиваемый отпуск в органах СК России, не предусмотрено.
Судом постановлено указанное выше решение.
Руководителем СУ СК России по Владимирской области Еланцевым А.В. принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения. Указывает на неправильное применение и толкование судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части.
Судом установлено, что Мамлева О.Н. с **** по **** проходила службу в ****, откуда уволена по п. "е" ст.45 Положения о прохождении службы в **** (по сокращению штатов).
Срок службы (выслуга лет) для назначения пенсии на **** составила: календарный- ****, льготный- ****, учеба- ****, всего- ****.
Данное обстоятельство подтверждено записями в трудовой книжке истца, выпиской из приказа от **** ****, послужным списком, справкой ****, архивной справкой **** от **** г.
С **** по **** истец проходила службу в **** и имела специальное звание ****.
Согласно приказу **** от **** **** л/с выслуга лет при увольнении истца по состоянию на **** составила: в календарном исчислении- 16 ****, в льготном исчислении- ****, для выплаты единовременного пособия- ****.
Данное обстоятельство подтверждено трудовой книжкой истца, выпиской из приказа от **** **** л/с и послужным списком истца.
Приказом СУ СК России по Владимирской области от **** **** Мамлева О.Н. принята на федеральную государственную службу на должность старшего **** с **** г.
Приказом от **** истцу присвоено специальное звание ****.
Приказом **** л/с от **** Мамлевой О.Н. для установления доплаты за выслугу лет по состоянию на **** установлен стаж службы ****.
Удовлетворяя требования истца в части включения периода работы в **** в выслугу лет, дающую право на пенсию, суд верно применил требования законодательства, регулирующего данные правоотношения.
В соответствии с ч.13 ст.35 Федерального закона от 28.12.2010 г. N403- ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации"- пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей").
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации определен Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 года N411.
Согласно п.2 выше указанных Правил- в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с п. "а" ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей" засчитывается время службы (работы, учебы):
г) указанное (в том числе в льготном исчислении) в Постановлении Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которое подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (за исключением абзаца 4 п. 1 (1) указанного Постановления).
В силу п.1 Постановления Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контрактам солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы засчитывается, в том числе, служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
В соответствии с ч.3 ст.17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей".
Согласно ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N4991-1 от 20 мая 1993 года.
В силу ст.11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, в редакции Федерального закона от 30 июня 1993 года N86- ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Суд пришёл к правильному выводу о том, что путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации N941 от 22.09.1993 г. с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения была законодательно обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толкование указанных выше правовых норм свидетельствовало бы о нарушении законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей".
Учитывая, что приведенными выше Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета засчитывается время службы, указанное в Постановлении Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N941, которое подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудников органов внутренних дел подлежит, в том числе, и служба в органах налоговой полиции, суд пришёл к правильному выводу о том, что период службы истца в **** подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии.
Доводы апелляционной жалобы в этой части направлены на неправильное толкование норм материального права.
Также правильным является решение суда в части отказа Мамлевой О.Н. в удовлетворении требований об установлении с **** надбавки к денежному содержанию в размере **** пенсии, поскольку определение размера данной надбавки производится ответчиком самостоятельно, с учетом стажа на дату вынесения приказа об установлении такой надбавки.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части обязания ответчика включить Мамлевой О.Н. спорный период в выслугу лет, дающую право на доплату за выслугу лет и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска и обязании произвести перерасчет надбавки к денежному содержанию (пенсии) с **** г., доплаты за выслугу лет и дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы с ****, поскольку в данной части оно основано на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ч.ч.1, 5, 6 ст.35 ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" денежное содержание сотрудника Следственного комитета состоит из должностного оклада; доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей служебным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", премий по итогам службы за квартал и за год; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за специальное звание (окладу по воинскому званию) сотрудника Следственного комитета в следующем размере: от 2 до 5 лет- 20%; от 5 до 10 лет- 35%; от 10 до 15 лет- 45%; от 15 до 20 лет- 55%; свыше 20 лет- 70%.
В выслугу лет для назначения доплаты, указанной в ч.5 настоящей статьи, включается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя.
В соответствии с ч.ч.3 и 4 ст.25 ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" сотрудникам Следственного комитета предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы продолжительностью: при выслуге 10 лет- 5 календарных дней; при выслуге 15 лет- 10 календарных дней; при выслуге 20 лет- 15 календарных дней.
В стаж службы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска засчитывается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя.
Следовательно, законодателем установлен исчерпывающий перечень периодов, включаемых в выслугу лет для назначения доплаты за выслугу лет, и в стаж службы для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска. Служба в **** в данный перечень не включена.
В соответствии с ч.5 ст.54 Федерального закона от 30.06.2003 N86- ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"- выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Данное положение закона прямо предусматривает возможность зачета выслуги лет сотрудников **** в указанных органах при их увольнении в связи с принятием на службу в иные государственные органы в порядке перевода.
Мамлева О.Н. уволена из **** по сокращению штатов (п. "е" ст.45 Положения "О прохождении службы в **** Российской Федерации"), а не в связи с принятием на службу в порядке перевода.
Что касается требований истца в части перерасчета надбавки к денежному содержанию (пенсии) с **** г., то они являются необоснованными, поскольку приказ ответчиком о праве истца на пенсию не издавался.
В связи с изложенным, решение суда в части удовлетворения требований истца о включении периода службы в календарном исчислении ****, в льготном исчислении- 19 **** в выслугу лет, дающую право на доплату за выслугу лет и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, а также в части обязания ответчика произвести перерасчет надбавки к денежному содержанию (пенсии) с ****, доплаты за выслугу лет и дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы с **** с учетом периода службы в календарном исчислении ****, в льготном исчислении- **** подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 27 января 2014 года в части обязания Следственного управления Следственного комитета России по Владимирской области включить Мамлевой О. Н. период службы в календарном исчислении ****, в льготном исчислении- **** в выслугу лет, дающую право на доплату за выслугу лет и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска и в части обязания произвести перерасчет надбавки к денежному содержанию (пенсии) с ****, доплаты за выслугу лет и дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы с **** с учетом периода службы в календарном исчислении ****, в льготном исчислении- ****- отменить.
Принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Мамлевой О. Н. к Следственному управлению Следственного комитета России по Владимирской области об обязании включить период службы в календарном исчислении ****, в льготном исчислении **** в выслугу лет, дающую право на доплату за выслугу лет и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска и в части обязания произвести перерасчет надбавки к денежному содержанию (пенсии) с ****, доплаты за выслугу лет и дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы с **** с учетом периода службы в календарном исчислении ****, в льготном исчислении- ****- отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Владимирской области Еланцева А.В.- без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи С.М. Сергеева
Г.Н. Гришина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.