Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 17 апреля 2014 г. по делу N 33-157/2014
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Турищева И.В., судей Минашкина А.Н., Антонова А.Г., при секретаре Сухановой О.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Корлюги С.А. об оспаривании действий командующего войсками " ... " военного округа и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), связанных с невыплатой денежных средств материального стимулирования, предусмотренных приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010, по апелляционной жалобе представителя заявителя по доверенности - Фефелова Ф.В. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Антонова А.Г., изложившего обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы и возражений представителя командующего войсками " ... " военного округа Мирошникова С.Б., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также выступление представителя заявителя Фефелова Ф.В. в поддержание апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Корлюга обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу по контракту в должности начальника отделения хранения вооружения и техники войсковой части 00000. При этом командующим войсками " ... " военного округа и ФКУ "ЕРЦ МО РФ" ему не была произведена выплата в размере " ... " рублей, предусмотренная приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ".
Полагая вышеуказанные действия командующего войсками " ... " военного округа и руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" незаконными, Корлюга просил суд признать их таковыми и обязать названных должностных лиц произвести ему выплату указанной надбавки, а также возместить понесенные судебные издержки в виде уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей и оплаты юридических услуг в размере " ... " рублей.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2014 года в удовлетворении заявления Корлюги отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Фефелов, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявления Корлюги.
В обоснование жалобы он указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Так, по мнению представителя заявителя, в связи с тем, что данная надбавка Корлюге определена законом и является отдельной выплатой, предусмотренной Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", её невыплата заявителю нарушает его права.
Фефелов, ссылаясь на действующее законодательство, обращает внимание на то, что указанная выплата зависит от оценки командиром воинской части результатов службы конкретного военнослужащего. При этом п. 11 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010, установлен исчерпывающий перечень оснований невыплаты данной надбавки. Однако, как следует из телефонограммы от 17 февраля 2014 года "N" из управления кадров " ... " военного округа, дополнительное материальное стимулирование Корлюге приказом командующего округом не назначено. При этом командующий войсками " ... " военного округа не представил в суд сведений об основаниях, по которым Корлюга был лишен данной надбавки, что судом также было оставлено без внимания.
Как указал в жалобе Фефелов, заявитель был включен в проект приказа командира воинской части на выплату указанной надбавки в размере " ... " рублей, однако она ему выплачена не была.
Таким образом, по мнению автора жалобы, суд, не выяснив объективных причин действий командования " ... ", связанных с невыплатой заявителю указанной надбавки, нарушил права и законные интересы Корлюги.
Заявитель Корлюга С.А., командующий войсками " ... " военного округа, руководитель ФКУ "ЕРЦ МО РФ" и командир войсковой части 00000, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли.
Рассмотрев материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не допущено.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" система материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
При этом в соответствии со ст. 13 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим одновременно с денежным довольствием Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Так, согласно п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
При этом п. 2 указанного приказа определено выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).
В соответствии с п. 1 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Согласно п. 2 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Пунктом 3 Порядка определено, что размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Согласно пп. 4 и 5 Порядка командующий войсками округа устанавливает и доводит объёмы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование и утверждённые в этой связи расчётные суммы, непосредственно до подчинённых объединений, соединений, воинских частей и организаций ВС, состоящих на финансовом обеспечении у распорядителей бюджетных средств.
Из пп. 6, 7 Порядка следует, что дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил производится на основании приказов командиров (начальников, руководителей).
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Как усматривается из указаний Министра обороны РФ от 30 декабря 2012 года "N", приказы по обеспечению денежным довольствием военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вправе издавать в том числе и должностные лица, имеющие в своем подчинении воинские части при условии оснащения их совмещенным программным изделием ресурсного обеспечения " " ... "", а при его отсутствии командиры воинских частей обязаны представить проекты приказов в порядке подчиненности в адрес должностного лица, имеющего право издавать приказы, для издания этого приказа и введения содержащихся в нем сведений в ПО " " ... "".
В соответствии с подп. "к" п. 18 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 27 июля 1998 года N 901, командующий войсками военного округа организует обеспечение в установленном порядке войск (сил) вооружением, военной техникой, другими материальными и финансовыми средствами, контроль за законностью и целесообразностью их расходования, а также правильностью хранения и использования вооружения, военной техники и других материальных средств.
Таким образом, в силу перечисленных правовых норм, командующий войсками военного округа вправе издавать приказы в отношении личного состава вверенного ему военного округа, в том числе по выплате материального стимулирования.
Из приведённых выше норм следует, что указанная надбавка, предусмотренная приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, выплачивается за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала и не является обязательной.
Как видно из материалов дела, приказом командира войсковой части 00000 от 13 октября 2010 года N 140 " ... " Корлюга С.А. назначен на воинскую должность " ... " данной воинской части с 14 октября 2010 года.
Согласно проекту приказа командующего войсками " ... " военного округа, подготовленному командиром воинской части, Корлюга представлен к получению дополнительного материального стимулирования в размере " ... " рублей.
Из приказа командующего войсками " ... " военного округа от 25 декабря 2013 года N 468 (по строевой части) усматривается, что Карлюга не включён в список военнослужащих войсковой части 00000 на получение дополнительного материального стимулирования за 2013 год.
Из возражений, представленных ФКУ "ЕРЦ МО РФ", усматривается, что денежные средства, выделенные на дополнительное материальное стимулирование за 2013 год, до личного состава войсковой части 00000 доведены и израсходованы полностью. При этом в единой базе данных отсутствуют сведения об установлении заявителю указанной выплаты.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемая заявителем выплата не является обязательной, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о том, что командующий войсками военного округа, издав приказ о выплате военнослужащим " ... " военного округа дополнительного материального стимулирования без указания в этом приказе фамилии заявителя, действовал в рамках действующего законодательства в соответствии с приведёнными выше правовыми нормами, в пределах своей компетенции, в связи с чем прав заявителя не нарушил. Не согласиться с данным выводом у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Что же касается довода Фефелова о том, что командующий войсками " ... " военного округа был обязан указать причины невыплаты заявителю дополнительного стимулирования, то суд находит его несостоятельным, поскольку указанная выплата является необязательной и носит стимулирующий характер, а оценка результатов служебной деятельности подчиненных военнослужащих, представление их к получению дополнительного материального стимулирования и установление им конкретных размеров указанной выплаты находятся в исключительной компетенции командира (начальника).
По приведённым выше основаниям остальные приведенные в жалобе доводы являются несостоятельными и не влияющими на существо принятого по делу решения.
При этом ссылка автора жалобы на п. 11 Положения не влияет на правильность принятого решения, поскольку в указанном пункте приведен лишь перечень военнослужащих, не подлежащих представлению к дополнительному материальному стимулированию. При этом данный перечень не является исчерпывающим для определения категорий военнослужащих, которым указанная выплата может быть не произведена.
Имеющие значение для дела обстоятельства судом установлены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение решения суда, из апелляционной жалобы и материалов дела не усматривается.
Руководствуясь частью 1 статьи 328 и статьей 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Корлюги С.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя Фефелова Ф.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.