Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 29 апреля 2014 г. по делу N 33-175/2014
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи-председательствующего - Гордиенко Ю.А.
и судей - Романенко Д.А.,
Даутова М.Ф.,
при секретаре Сухановой О.Ю., рассмотрел в судебном заседании 29 апреля 2014 года гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Иващенко С.Н. об оспаривании действий командующего войсками " ... " военного округа, командиров войсковых частей 00000, 11111 и руководителя Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанных с не назначением на вышестоящую воинскую должность, увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава войсковой части 00000 без обеспечения положенными видами довольствия и предоставления жилого помещения, по апелляционной жалобе заявителя на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 30 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры " ... " военного округа " ... " Цыпылова Д.А., полагавшего необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Приказами командующего войсками " ... " военного округа (далее - " ... ") "N" и "N" от 28 октября 2013 года Иващенко был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ) и с 10 ноября 2013 года исключён из списков личного состава войсковой части 00000.
Кроме того, на основании указанных приказов 11 ноября 2013 года командиром войсковой части 00000 был издан приказ "N".
Полагая свои права нарушенными, Иващенко обратился в суд с заявлением, в котором указал, что, несмотря на изъявление им желания продолжить военную службу, он не был назначен на вышестоящую должность, а также до исключения его из списков личного состава части не обеспечен вещевым имуществом и жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - в " ... ".
Заявитель также указал, что справку о не использовании им воинских перевозочных документов на проезд его и членов его семьи и провоз личного имущества к избранному месту жительства он получил лишь 19 ноября 2013 года.
В связи с этим, Иващенко просил суд признать указанные действия названных воинских должностных лиц незаконными, обязать командующего войсками " ... " и командира войсковой части 00000 отменить оспариваемые им приказы в части, касающейся увольнения с военной службы и исключения его из списков личного состава воинской части, восстановить его в данных списках, обеспечить всеми положенными видами довольствия, провести мероприятия по рассмотрению его кандидатуры на предмет дальнейшего прохождения военной службы на вышестоящей воинской должности и, в случае необходимости использования на должности по другой военно-учётной специальности, направить его на профессиональную переподготовку, а также обязать командира войсковой части 11111 обеспечить его вещевым имуществом.
Кроме того, заявитель просил суд возместить понесённые им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей и стоимость проезда железнодорожным транспортом от места его жительства " ... " до места рассмотрения гражданского дела " ... " и обратно, взыскав указанные денежные средства с Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ").
Иркутский гарнизонный военный суд решением от 30 января 2014 года отказал Иващенко в удовлетворении его заявления.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.
Анализируя нормы действующего законодательства, Иващенко на их основании утверждает, что суду первой инстанции надлежало восстановить его в списках личного состава войсковой части 00000, поскольку, как он считает, был нарушен порядок его увольнения с военной службы. Так, вопреки выводу суда в решении, от прохождения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) он не отказывался, о чём свидетельствуют данные, содержащиеся в листах проведённых с ним командованием бесед. Необоснованным является и вывод суда о том, что он не обжаловал заключение аттестационной комиссии воинской части. К тому же, судом в основу решения неправомерно положено не соответствующее действительности сообщение начальника " ... " управления Главного Управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 31 мая 2013 года об отсутствии вакантных воинских должностей. Кроме того, также неправильным является вывод суда о правомерности исключения его из списков личного состава части без обеспечения вещевым имуществом, так как каких-либо рапортов об отказе в получении данного имущества он не подавал, получать же это имущество в воинской части, дислоцированной в другом городе, он не обязан.
Командующий войсками " ... ", командиры войсковых частей 00000, 11111, руководитель ФКУ "ЕРЦ МО РФ" и заявитель Иващенко, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не прибыли, представителей не направили и о причинах неявки не сообщили.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восточно-Сибирский окружной военный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит решение суда законным и обоснованным.
Так, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно. При этом выводы суда по существу заявленных Иващенко требований основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют материалам дела.
Согласно подпункту "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ.
Подпунктом "а" пункта 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, определено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ и при отсутствии других оснований для увольнения:
при сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность;
по истечении сроков нахождения в распоряжении командира, установленных пунктом 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
Пунктом 14 ст. 34 Положения установлено, что перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведённой беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
В соответствии с п. 10 ст. 26 Положения аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.
В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.
Согласно пунктам 5, 6 и подпункту "д" п. 10 Положения назначение военнослужащего, зачисленного в распоряжение соответствующего командира, на воинскую должность производится в возможно короткий срок и в случае если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные Положением.
При этом назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учётом имеющегося опыта служебной деятельности.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно п. 16 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчётов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Пунктом 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123 определено, что заключение ВВК действительно в течение года с даты медицинского освидетельствования. Контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование гражданина раньше установленного срока могут проводиться по его заявлению либо по инициативе специалистов ВВК, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения ВВК.
Как видно из копии выписки из приказа командующего войсками " ... " военного округа "N" от 20 июля 2010 года, Иващенко в связи с проводимыми ОШМ освобождён от воинской должности " ... " и назначен, с его согласия, на воинскую должность " ... " войсковой части 22222, с меньшим должностным окладом денежного содержания, но с сохранением права на получение оклада по ранее занимаемой воинской должности (т. 1: л.д. 225).
Из копий выписок из приказов командующего войсками " ... " от 20 октября 2011 года "N" и Министра обороны РФ от 1 ноября 2012 года "N" усматривается, что в связи с проведением ОШМ заявитель был освобождён от занимаемой должности и зачислен в распоряжение, первоначально, - командующего войсками " ... ", а в последующем, с 15 августа 2012 года, - командира войсковой части 00000 (т. 1: л.д. 155 и 156).
Как следует из копий выписок из приказов командующего войсками " ... " "N" и "N" от 28 октября 2013 года, Иващенко был уволен с военной службы в запас в связи с ОШМ и с 10 ноября 2013 года исключён из списков личного состава войсковой части 00000 (т. 1: л.д. 179 и 180).
Из копий рапорта заявителя и листа проведённой с ним беседы от 12 октября 2012 года видно, что он желает продолжить военную службу (т. 1: л.д. 21 и 22).
Как усматривается из копии аттестационного листа на Иващенко, согласно решению аттестационной комиссии войсковой части 00000 последний охарактеризован отрицательно, вследствие чего его целесообразно уволить с военной службы в связи с ОШМ, которое 12 июля 2013 года утверждено командиром части. При этом заявитель, вопреки доводу апелляционной жалобы, был ознакомлен с данным аттестационным листом 5 июля того же года, то есть до проведения заседания аттестационной комиссии части, состоявшейся 11 июля 2013 года, о чём имеется его подпись, однако в установленном законом порядке его в суд не обжаловал (т. 1: л.д. 170-171).
Из копии телеграммы начальника управления кадров " ... " от 4 марта 2013 года следует, что в связи с наличием вакантной воинской должности " ... " командиру войсковой части 00000 предписано рассмотреть кандидатуру Иващенко на заседании аттестационной комиссии части по вопросу назначения его на указанную должность, с согласия последнего (т. 1: л.д. 175).
Как видно из копий листов бесед от 23 января, 6 марта и 11 июня 2013 года, заявитель изъявил желание быть назначенным лишь на штабную воинскую должность, а с назначением на предложенную ему должность " ... " не согласен (т. 1: л.д. 176, 183 и 184).
Из копии сообщения начальника " ... " управления Главного Управления кадров Министерства обороны РФ от 31 мая 2013 года усматривается, что возможностей по размещению Иващенко на низшей, равной и высшей воинских должностях в Вооружённых Силах РФ не имеется (т. 1: л.д. 177). При этом оснований усомниться в объективности данной информации материалы гражданского дела не содержат. Не привёл таковых и автор апелляционной жалобы.
Согласно копий листа беседы от 23 сентября 2013 года и рапорта заявителя от 29 октября того же года последний выразил желание быть уволенным и исключённым из списков личного состава части после получения им квартиры по избранному постоянному месту жительства - в " ... " (т. 1: л.д. 182 и 193).
В соответствии с копиями решения от 29 июля 2013 года N 3/262 "N" отдела Федерального государственного казённого учреждения " " ... " региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ" (далее - ФГКУ " ... регионжилье МО РФ") и личной карточки очередника Иващенко совместно с членами своей семьи (всего 3 человека) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учёт 6 марта 2012 года (т. 1: л.д. 29 и 189).
Из копии договора найма служебного жилого помещения от 10 сентября 2010 года N 184 и справки генерального директора общества с ограниченной ответственностью " " ... "" видно, что заявителю на состав семьи из трёх человек предоставлена служебная 2-х комнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" общей площадью 51 кв. м, в которой он был зарегистрирован до момента её сдачи, то есть до 10 декабря 2013 года (т. 1: л.д. 30-31 и 36).
Согласно решению Думы города " ... " от 15 декабря 2005 года N 45 норма предоставления площади жилого помещения для двухкомнатных квартир в военном городке " ... ", а также учётная норма, установлена в размере 14 кв. м общей площади на одного человека (т. 1: л.д. 211-212).
В связи с этим судом первой инстанции в решении сделан обоснованный вывод о том, что Иващенко и члены его семьи обеспечены в " ... " жильём по установленным нормам.
Как следует из копий извещения ФГКУ " ... регионжилье" от 18 ноября 2013 года "N" и договора социального найма жилого помещения от 18 декабря того же года "N", заявителю на состав семьи из трёх человек распределена 2-х комнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" общей площадью 60,99 кв. м, переданная ему по договору социального найма, с чем последний согласился (т. 1: л.д. 214-215 и 216).
В соответствии с рапортами Иващенко от 13 декабря 2012 года и от 23 января 2013 года от прохождения ВВК он отказался (т. 1: л.д. 167 и 174), вследствие чего утверждение в жалобе о нарушении командованием части данного его права является несостоятельным.
Ссылка автора апелляционной жалобы на не обеспечение его при увольнении с военной службы вещевым имуществом также является несостоятельной, поскольку, как правильно указал гарнизонный военный суд в своём решении, причиной этому явилось личное нежелание заявителя воспользоваться данным своим правом при наличии обеспечения командованием части условий для его реализации.
Что же касается утверждения Иващенко о том, что справку о не использовании им воинских перевозочных документов на проезд его и членов его семьи и провоз личного имущества к избранному месту жительства он получил лишь 19 ноября 2013 года, то данное обстоятельство не является достаточным основанием для восстановления его на военной службе.
Таким образом, вопреки утверждению в жалобе, порядок увольнения Иващенко с военной службы и исключения его из списков личного состава части командованием нарушен не был.
Нарушений норм процессуального и материального права при рассмотрении данного дела не допущено.
В силу вышеуказанного, приведённые в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными и не могут повлиять на существо законно и обоснованно принятого судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Иркутского гарнизонного военного суда от 30 января 2014 года по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Иващенко С.Н. об оспаривании действий командующего войсками " ... " военного округа, командиров войсковых частей 00000, 11111 и руководителя Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанных с не назначением на вышестоящую воинскую должность, увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава войсковой части 00000 без обеспечения положенными видами довольствия и предоставления жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.