Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 08 мая 2014 г. по делу N 33-189/2014
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи - председательствующего Турищева И.В., судей Кулибабы Г.Л. и Романенко Д.А., при секретаре Сухановой О.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу представителя руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по " ... "") по доверенности - Р. на определение судьи Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 19 марта 2014 года об оставлении без движения апелляционной жалобы Р. на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего "N" военного представительства МО РФ " ... " Баландина А.П. об оспаривании действий руководителя ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", связанных с невыплатой денежного вознаграждения за подготовку, обеспечение и успешное проведение летных испытаний изделий авиационной техники.
Заслушав доклад судьи Кулибабы Г.Л., изложившего обстоятельства дела, содержание определения судьи гарнизонного военного суда и доводы частной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
18 февраля 2014 года Улан-Удэнский гарнизонный военный суд рассмотрел заявление военнослужащего "N" военного представительства МО РФ " ... " Баландина об оспаривании действий руководителя ФКУ "УФО МО РФ по " ... "".
18 марта 2014 года на указанное решение суда представитель руководителя ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" Р. подала апелляционную жалобу, заявив в ней ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Судья Улан-Удэнского гарнизонного военного суда, определением от 19 марта 2014 года, отказал в удовлетворении данного ходатайства и оставил апелляционную жалобу без движения в связи с не соответствием её требованиям ст.322 ГПК РФ, а именно ввиду отсутствия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, предложив устранить указанный в определении недостаток в срок до 7 апреля 2014 года.
31 марта 2014 в гарнизонный суд поступила частная жалоба на вышеуказанное определение судьи, к которой было приложено платёжное поручение об уплате государственной пошлины.
В частной жалобе Р. просит определение судьи гарнизонного военного суда от 19 марта 2014 года отменить и принять апелляционную жалобу к производству, приводя в обоснование следующее.
Так, автор жалобы, ссылаясь на действующее законодательство в области налогов и сборов, Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", указы Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 16 августа 2004 года N 1082, Бюджетный кодекс РФ, а также судебную практику " ... " краевого суда полагает, что судья не учел, что ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" являясь учреждением, осуществляющим функции Министерства обороны РФ - государственного органа исполнительной власти, освобождённого от уплаты государственной пошлины на основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, также подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины на указанных основаниях.
Дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст.333 ГПК РФ без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст.10 Конституции Российской Федерации, органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются органами государственной власти Российской Федерации.
При этом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, в силу п.2 ч.1 ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" отнесены к государственным органам.
Согласно пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании п.1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N1082 (далее - Положение), данное Министерство отнесено к федеральным органам исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны России, являясь органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти). Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные (военные комиссариаты) органы (пункты 1,2,5 Положения).
В силу приведенных правовых норм Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, то есть государственным органом, обладает налоговыми льготами, предусмотренными пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, и координирует деятельность подведомственных ему других, перечисленных в Положении, федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и агентств, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии с Положением о Федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "", утвержденным Министром обороны Российской Федерации 12 сентября 2011 года, оно создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и за границей. Данное учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ казенными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Исходя из положений ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
С учетом изложенного, судья Удан-Удэнского гарнизонного военного суда обоснованно пришёл к выводу о том, что ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", являясь государственным учреждением, не является государственным органом и поэтому не может обладать соответствующими налоговыми льготами, а поэтому обязано уплатить, предусмотренную пп.9 п.1 ст.333.19 НК РФ, государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы.
Отсутствие оснований, предусмотренных пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, для освобождения от уплаты государственной пошлины федеральных казенных учреждений, решение о создании которых принимает Министр обороны Российской Федерации, содержится и в разъяснениях Статс-секретаря - заместителя Министра финансов Российской Федерации (исх. N 08-09-02/14 от 10.10.2011).
Довод Р., относительно судебной практики " ... " краевого суда, является беспредметным по следующим основаниям.
Из представленной автором жалобы светокопии судебного акта следует, что Президиум " ... " краевого суда, постановлением от 28 марта 2013 года "N", отменил апелляционное определение " ... " краевого суда от 13 ноября 2012 года и определение судьи " ... " районного суда от 17 сентября 2012 года, а также направил гражданское дело на новое рассмотрение в вышеуказанный районный суд. При этом указания Президиума, на которые ссылается Р., в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ являются обязательными лишь для суда, вновь рассматривающего дело, то есть для " ... " районного суда. Из изложенного следует, что, вышеуказанный довод преюдициального значения для настоящего гражданского дела не имеет.
Представленное же Р. совместно с жалобой платёжное поручение также не может свидетельствовать о том, что представителем была исполнена обязанность по уплате государственной пошлины, поскольку право обжалования решения суда первой инстанции возникает у лица несогласного с ним, только после его вынесения. Вместе с тем, как следует из поручения, денежные средства были перечислены в федеральный бюджет 5 февраля 2014 года, то есть до вынесения судом обжалуемого решения.
Поскольку обязанность по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в суд ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" не была выполнена, то обжалуемое определение судьи об оставлении без движения апелляционной жалобы является законным, а приведенные в частной жалобе доводы необоснованными.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 19 марта 2014 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего "N" военного представительства МО РФ " ... " Баландина А.П., оставить без изменения, а частную жалобу представителя руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "" Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.