Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 15 мая 2014 г. по делу N 33-198/2014
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи - председательствующего Турищева И.В., судей Антонова А.Г. и Винника С.Ю., при секретаре Петелиной Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании 15 мая 2014 года гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Алтарева А.В. об оспаривании действий командующего войсками " ... " военного округа (далее - командующий войсками " ... "), связанных с уменьшением размера дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 (далее - дополнительное материальное стимулирование), по апелляционной жалобе Алтарева А.В. на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 6 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Турищева И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Алтарев А.В. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000 в должности начальника отделения материального.
Командиром войсковой части 00000 был составлен проект приказа командующего войсками " ... " о выплате ему дополнительного материального стимулирования, в размере " ... " руб. Однако командующим войсками " ... " принято решение о снижении ему размера указанной выплаты до " ... " руб.
При этом ранее в отношении него военным прокурором " ... " гарнизона выносилось предостережение, в связи с чем в феврале 2013 года он был лишён премии за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей военной службы.
Как он полагает, в нарушение ст. 86 Дисциплинарного устава ВС РФ он повторно понёс наказание за один и тот же проступок, а именно лишён денежных средств.
Алтарев А.В., полагая, что его права нарушены, просил обязать должностное лицо, чьи действия оспариваются, выплатить ему дополнительное материальное стимулирование в полном размере.
Определением судьи от 3 марта 2014 года в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены руководитель ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ") и командир войсковой части 00000.
Решением Борзинского гарнизонного военного суда от 6 марта 2014 года Алтареву А.В. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель Алтарев А.В., просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование этого, ссылаясь на действующее законодательство, указывает на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению заявителя, командир войсковой части 00000 при подготовке проекта приказа о выплате дополнительного материального стимулирования действовал в своей компетенции, распределял денежные средства подчинённым с учётом лимитов бюджетных обязательств, а также результатов их служебной деятельности. Полагает, что суд ошибочно пришёл к выводу о том, что командующий войсками " ... " имеет право устанавливать размер оспариваемой выплаты, так как в данном случае распорядителем денежных средств является командир войсковой части 00000.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, окружной военный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру обороны РФ предоставлено право использовать выделенные на денежное довольствие военнослужащим средства федерального бюджета, высвободившиеся в результате сокращения численности военнослужащих, на выплату премий по результатам службы.
Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно п.п. 4 и 6 данного Порядка командующими войсками округов устанавливаются объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование личного состава непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил, стоящих на финансовом обеспечении у распорядителей бюджетных средств. Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах установленных объёмов бюджетных средств в управлениях военных округов производится на основании приказов командующих войсками военных округов, а в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов соответствующих командиров (начальников, руководителей).
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (п. 7 Порядка).
Следовательно, право на получение дополнительной выплаты из фонда экономии денежного довольствия не носит для военнослужащего обязательного характера, а зависит от усмотрения командира, который, являясь единоначальником, вправе самостоятельно определять круг военнослужащих, достойных получения материального стимулирования, а также дифференцированно устанавливать размер выплат, исходя при этом из интересов службы.
В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2012 года "N" приказы по обеспечению денежным довольствием военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вправе издавать, в том числе и должностные лица, имеющие в своем подчинении воинские части при условии оснащения их совмещенным программным изделием ресурсного обеспечения " " ... "", а при его отсутствии командиры воинских частей обязаны представить проекты приказов в порядке подчиненности в адрес должностного лица, имеющего право издавать приказы.
В силу подп. "к" п. 18 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 27 июля 1998 года N 901, командующий войсками военного округа организует обеспечение в установленном порядке войск (сил) вооружением, военной техникой, другими материальными и финансовыми средствами, осуществляет контроль за законностью и целесообразностью их расходования, а также правильностью хранения и использования вооружения, военной техники и других материальных средств.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, именно к компетенции командующего войсками " ... " относится право издания приказов о выплате дополнительного материального стимулирования военнослужащим данного округа.
Вместе с тем, как установлено судом, по результатам службы в 2013 году командующим войсками " ... " было принято решение о выплате Алтареву А.В. дополнительного материального стимулирования за 2013 год в сумме " ... " руб., поскольку в отношении заявителя принимались меры прокурорского реагирования. Указанные обстоятельства подтвердил в суде сам Алтарев А.В., а также усматриваются из расчётного листка заявителя, предостережения военного прокурора от 29 января 2013 года и телеграммы врио начальника штаба войсковой части 11111 от 4 января 2014 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемая заявителем выплата к обязательным не относится, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что, установив Алтареву А.В. дополнительное материальное стимулирование за 2013 год в размере " ... " руб., командующий войсками " ... " действовал в пределах своей компетенции и прав заявителя не нарушил.
Более того, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Что же касается ссылки в апелляционной жалобе на проект приказа командующего войсками " ... " о выплате дополнительного материального стимулирования, который последнему был представлен командиром войсковой части 00000, то суд находит её несостоятельной, поскольку сам проект приказа носит лишь рекомендательный характер.
Вопреки доводам жалобы, имеющие значение для дела обстоятельства судом определены правильно, а его выводы соответствуют исследованным обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение решения суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Борзинского гарнизонного военного суда от 6 марта 2014 года по гражданскому делу по заявлению Алтарева А.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.