Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А.Чемякиной
судей Е.В.Волошиной, Е.П.Иском
при секретаре Н.О.Федотовой
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 апреля 2014 года гражданское дело по заявлению Кильдина И.Г. об оспаривании действий должностного лица РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре по апелляционной жалобе Кильдина И.Г. на решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кильдин И.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица ГИБДД УВД г. Комсомольска-на-Амуре. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре с заявлением об оказании государственной услуги по регистрации автомобиля "данные изъяты" в связи с заменой кузова и двигателя внутреннего сгорания. В этот же день инспектор РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре майор полиции ФИО отказал ему в производстве регистрационных действий, сославшись на пункт 33 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 24 ноября 2008г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств". Считает данный отказ незаконным, так как при подаче заявления о регистрации транспортного средства к нему он приложил свидетельство N о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, выданное главным государственным инспектором безопасности дорожного движения. Просит суд признать незаконным решение инспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре майора полиции ФИО об отказе в производстве регистрационных действий автомобиля "данные изъяты", обязать инспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре майора полиции ФИО произвести регистрационные действия в отношении автомобиля "данные изъяты"
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 декабря 2013 года в удовлетворении заявления Кильдину И.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Кильдин И.Г. с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что при подаче заявления о регистрации транспортного средства к нему было приложено свидетельство N о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. Данный официальный документ никем оспорен не был. Кроме того, информационное письмо ДОБДД МВД России от ДД.ММ.ГГГГ не является нормативным правовым актом, при разрешении споров на него нельзя ссылаться. Просит решение суда отменить и принять новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре Фурман Е.Ф. считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что должностным лицом РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре было принято правомерное решение об отказе в совершении регистрационных действий, связанных с якобы одновременной заменой всех узлов и агрегатов на транспортном средстве истца, а по сути, регистрации самособранного на территории РФ нового транспортного средства без предоставления соответствующих документов, установленных требованиям технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" и иными нормативными актами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). Основанием к удовлетворению заявления может служит нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Кильдин И.Г. обратился в РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края с заявлением на совершение регистрационных действий по замене номерных узлов и агрегатов на транспортном средстве "данные изъяты"
На площадку осмотра транспортных средств РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре Кильдиным И.Г. было представлено транспортное средство "данные изъяты" с иными узлами и агрегатами двигатель: "данные изъяты", также заявителем было представлено свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности (ССКТС ТБ) N от ДД.ММ.ГГГГ, выданное инспектором БДД ГИБДД УВД г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края на основании заключения органа по сертификации колесных транспортных средств (ОС КТС) АНО "СКТС" N/Е от ДД.ММ.ГГГГ.
Инспектором РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в совершении регистрационных действий связанных с одновременной заменой всех узлов и агрегатов на транспортном средстве "данные изъяты" на основании п. 33 Приложения N 2 к Приказу МВД РФ N 1001 от 24.11.2008г. "О порядке регистрации транспортных средств".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 15 Федерального Закона "О безопасности дорожного движения" от 15.11.1995г., п. 3 ст. 20 главы 4 Федерального Закона "О техническом регулировании" N 184 от 27.12.2002г., п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009г. N 720, и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку автомобиль истца является продуктом самостоятельной сборки из отдельных узлов и агрегатов, не имеющим соответствующего документа о допуске транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться на основании следующего.
Возможность использования автомобиля по назначению и его участия в дорожном движении ограничена специальной регистрацией, предусмотренной п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в силу которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15 июня 1998 года N 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу с пп. "з" п. 12 названного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
В соответствии с п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденных приказом МВД РФ N 1001 от 24 ноября 2008 года (далее - Правила), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, в частности: конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями п. п. 4, 5, 6 пункта Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 07 декабря 2000 года N 1240 (далее - Порядок), предусмотрено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства (приложение N 1) осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено.
В п. п. 11.2, 13, 13.1, Порядка установлено, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства производители этих работ выдают собственнику транспортного средства заявление - декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства (приложение N 3). Техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО. По результатам проверки на транспортное средство оформляется диагностическая карта, которая выдается собственнику транспортного средства.
Из п. 14.1, 14.2, 14.3 Порядка следует, что для получения свидетельства собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД транспортное средство и следующие документы: документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий право владения, или пользования и (или) распоряжения транспортным средством; паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт, технический талон); заявление и решение по нему; заключение (в случаях, предусмотренных пунктом 7); заявление - декларацию; диагностическую карту; заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации (в случае отсутствия маркировки знаком соответствия). На основании представленных документов производится идентификация транспортного средства. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче.
Из находящейся в материалах дела копии заявления Кильдина И.Г. на внесение изменений в конструкцию транспортного средства (приложение N 1 к вышеуказанному Порядку) следует, что ГИБДД г. Комсомольска-на-Амуре разрешило внести изменения в конструкцию транспортного средства, указав на необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкции указанного выше автомобиля.
Органом по сертификации колесных транспортных средств Автономной некоммерческой организацией "Сертификация колесных транспортных средств", выдано заключение N. о том, что вносимые изменения в конструкцию транспортного средства не нарушают требований безопасности и автомобиль "данные изъяты" может быть допущен к участию в дорожном движении при положительных результатах проверки технического состояния на соответствие требованиям ГОСТ 51709-01.
На основании указанного заключения Кильдину И.Г. ДД.ММ.ГГГГ выдано Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства "данные изъяты" требованиям безопасности.
Данным обстоятельствам и доказательствам суд первой инстанции не дал оценки, что привело к неправильному применению норм материального права и вынесению неверного решения.
Кильдиным И.Г. были выполнены все положения Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 07 декабря 2000 года N 1240, и было получено свидетельство N о соответствии конструкции данного транспортного средства требованиям безопасности, в связи с чем, у должностного лица РЭО ГИБДД УМВД по г. Комсомольску-на-Амуре отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации замены двигателя и кузова автомобиля на основании п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденных приказом МВД РФ N 1001 от 24 ноября 2008 года.
Материалы дела не содержат мотивированного отказа РЭО ГИБДД УМВД по г. Комсомольску-на-Амуре в осуществлении регистрационных действий по замене номерных узлов и агрегатов на транспортном средстве "данные изъяты", по причине не несоответствия представленных Кильдиным И.Г. документов законодательству Российской Федерации.
При этом, ссылки ответчика на недопустимость выдачи заключений на замену двух и более агрегатов, со ссылкой на письмо ДОБДД МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N, судебной коллегией не принимаются, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер, запрет на замену двух и более агрегатов законодательно не закреплен.
На основании изложенного судебная коллегия полагает необходимым решения суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования Кильдина И.Г.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Кильдина И.Г. удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 11 декабря 2013 года отменить и вынести новое решение.
Заявление Кильдина И.Г. - удовлетворить.
Признать незаконным решение инспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре майора полиции ФИО об отказе в производстве регистрационных действий по замене номерных узлов и агрегатов автомобиля "данные изъяты"
Возложить на РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре обязанность произвести регистрационные действия по замене номерных узлов и агрегатов на транспортном средстве "данные изъяты".
Председательствующий: И.А.Чемякина
Судьи: Е.В.Волошина
Е.П.Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.