Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Г.Н. Кочуковой
судей Г.И. Федоровой, Н.В. Пестовой
при секретаре Д.В. Худяковой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах Мурзаевой Т. С. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" о признании уведомления об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств незаконным и возложении обязанности включить в список граждан для предоставления меры социальной поддержки,
по апелляционному представлению и.о. прокурора Комсомольского района Хабаровского края на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 23 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, объяснения прокурора Т.Ю. Доськовой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края, действующий в интересах Мурзаевой Т.С. обратился в суд с иском КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" о признании уведомления об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств незаконным и возложении обязанности включить в список граждан для предоставления меры социальной поддержки.
В обоснование требований указал, что в прокуратуру с заявлением обратилась Мурзаева Т.С. о несогласии с решением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" об отказе включить в список граждан на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения. В результате проверки установлено, что Мурзаевой Т.С. на праве собственности принадлежит часть N жилого дома общей площадью 31,2 кв.м расположенного по "адрес". Решением Комсомольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Мурзаева Т.С. признана постоянно проживающей в кв "адрес" на момент чрезвычайно ситуации - наводнения на территории сельского поселения "Село Новый Мир". Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ и заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ необходимо и возможно проведение капитального ремонта жилого помещения части N жилого дома "адрес" Мурзаевой Т.С. ответчиком выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Основанием явилось то, что у Мурзаевой Т.С. в наличии в собственности имеется ? доли другого жилого помещения, пригодного для проживания, расположенное по "адрес". Поскольку, жилое помещение Мурзаевой Т.С. признано непригодным для проживания и требующим капитального ремонта, то отказ по основанию -наличие в собственности другого жилого помещения пригодного для проживания согласно Приложению N, является незаконным.
Просил суд признать незаконным уведомление об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, обязать КГКУ "Центр социальной поддержки по Комсомольскому району" включить Мурзаеву Т.С. в список граждан для предоставления меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 23 января 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Ревутский Д.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права. Указывает, что при рассмотрении дела судом не дана оценка о возможности (невозможности) проживания Мурзаевой Т.С. на ? доли в квартире "адрес" Законодателем установлено, что право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт имеют граждане, не имеющие другого жилья. Наличие доли в ином жилом помещении в нормативно-правовом акте, как ограничение в использовании своего права на получение меры социальной поддержки не установлено.
Письменных возражений относительно доводов представления прокурора не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны по делу не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.
Прокурор Доськова Т.Ю. просила решение суда оставить без изменения
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в представлении (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.
В силу ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
На основании ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты (ч.2 ст.7 Конституции РФ).
В ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС, однако формы и размеры возмещения не определены.
Согласно постановлению Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Исходя из этого, ущерб гражданам возмещается не в полном объеме, а частично.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента РФ от 31.08.2013 года N693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ было рекомендовано до 30 сентября 2013 г. принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подп. "г" п.2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 года N 923 внесены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 гг. Программа дополнена Приложением N 11(1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г.
Согласно пункту 6 Правил трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" и постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы", постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 года N 347-пр (в редакции постановлений Правительства Хабаровского края от 12.11.2013г. N 383-пр, от 29.11.2013г. N 410-пр, от 24.02.2014 г. N 41-пр) внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в том числе в форме предоставления пострадавшим гражданам-собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Приложением 17 к указанной Программе предусмотрен соответствующий порядок предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г.
Согласно п. 1.5 названного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники поврежденного жилого помещения, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, находящемся в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Судом первой инстанции установлено, что Мурзаева Т.С. является собственником части жилого дома, расположенного по "адрес" который попал в зону затопления в связи с паводковым наводнением в августе 2013 года и признан нуждающимся в проведении капитального ремонта..
Также из материалов дела следует, что Мурзаева Т.С. является собственником ? доли жилого помещения "адрес" общей площадью 67,3 кв.м, что составляет 16,8 кв.м.
Мурзаева Т.С. обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения - жилого дома "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" отказано в удовлетворении заявления Мурзаевой Т.С. по причине отказа в согласовании единого списка в отношении заявителя Федеральной регистрационной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с наличием в собственности другого жилого помещения, пригодного для проживания. Основанием для отказа послужил Порядок предоставления мер социальной поддержки в виде выплат денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, являющийся Приложением N 3 к постановлению Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 года N 347-пр.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что право на получение социальной поддержки в виде выплат на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания. Поскольку из материалов дела следует, что Мурзаева Т.С. имеет в собственности иное жилое помещение, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ во включении ее в список граждан на предоставление указанной меры поддержки является обоснованным.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.02.2014г. N 41-пр в пункт 2.11 внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 23.10.2013 года.
В соответствии с подпунктом "б" п. 2.11 Порядка предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г., основанием для отказа в удовлетворении заявления является несоответствие граждан условиям пункта 1.5 Порядка.
При таких данных состоявшееся по делу судебное постановление является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы представления прокурора основаны на неверном толковании норм материального права и не содержит новых доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 23 января 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах Мурзаевой Т. С. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району" о признании уведомления об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств незаконным и возложении обязанности включить в список граждан для предоставления меры социальной поддержки оставить без изменения, представление прокурора - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи Г.И. Федорова
Н.В. Пестова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.