Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А.Чемякиной
судей Е.В.Волошиной, Е.П.Иском
при секретаре Е.А.Козаченко
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 апреля 2014 года гражданское дело по заявлению Гриценко В. В. к УМВД России по городу Хабаровску о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по апелляционной жалобе Гриценко В. В. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 12 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., представителя УМВД России по городу Хабаровску Фетищевой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гриценко В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указал, что состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по месту работы в УВД. ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полагает указанное решение не основанным на законе, просит признать его незаконным и восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 12 декабря 2013 года в удовлетворении заявления Гриценко В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Гриценко В.В. не согласен с решением суда, поскольку судом не учтены положения ст. 6 и 7 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", которыми установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма 42 кв.м. на семью из двух человек. При этом, в соответствии с п. 20 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 года "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления жилых помещений в РСФСР" право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения. Кроме того, судом неверно применена норма права, а именно ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", которым он не является. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года N 335 утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, на основе которых решением Хабаровского Крайисполкома и Крайсовпрофа от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, в соответствии с которыми и осуществлялось признание граждан (в том числе и сотрудников органов внутренних дел) нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 2.1.1. Правил, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в "адрес" 8 кв.м. и менее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, Гриценко В.В., составом семьи из 3 человек, проживал в жилом помещении - квартире "адрес", и был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченный площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, при учетной норме 8 кв. м.
Согласно договору передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Гриценко В.В. приобрел в собственность жилое помещение - квартиру "адрес".
При проверке жилищных условий заявителя в ДД.ММ.ГГГГ, жилищно-бытовой комиссией ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о снятии Гриценко В.В. с учета сотрудников УМВД Росси по городу Хабаровску, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с изменением жилищных условий и утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, как обеспеченного жильем по нормам предоставления жилых помещений по Хабаровскому краю.
Таким образом, после изменения состава семьи Гриценко В.В., обеспеченность семьи Гриценко В.В. (составом два человека) составила 8,25 кв.м. на каждого проживающего, что превышает установленную законом норму 8 кв. м. на момент постановки Гриценко В.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем оснований для признания его незаконным у суда не имелось.
Кроме того, выводы суда соответствуют правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 01.12.2009 года N 1549-О-П. Утрата оснований для постановки на учет нуждающихся проверена судом применительно к законодательству, которое действовало до вступления в силу ЖК РФ 01 марта 2005 г., поскольку закон не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
При указанных обстоятельствах, судом правильно отказано Гриценко В.В. в удовлетворении заявления.
Довод апелляционной жалобы о том, что с учетом положений ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, ч. 1 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", норма предоставления жилого помещения заявителю должна быть не менее 42 кв.м., в связи с чем он не может быть снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, судебной коллегией не принимается, поскольку основан на неправильном толковании заявителем норм материального права. При определении нуждаемости граждан в предоставлении жилого помещения применяется учетная норма, а не норма предоставления жилого помещения.
Законодателем разделены понятия нормы предоставления жилого помещения, и учетной нормы обеспеченности граждан площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Довод апелляционной жалобы о неверном применении судом первой инстанции ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащего" основанием к отмене оспариваемого решения суда не является.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 12 декабря 2013 года по заявлению Гриценко В. В. к УМВД России по городу Хабаровску о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гриценко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий И.А.Чемякина
Судьи Е.В.Волошина
Е.П.Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.