Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего М.В. Гвоздева
судей С.И. Дорожко, С.В. Кустовой
при секретаре Н.О. Федотовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лемешевского Н. С. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по апелляционной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 29 января 2014 года.
заслушав доклад судьи С.В.Кустовой, пояснения представителя ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации В.Ю. Бирюковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лемешевский Н.С. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что жилое помещение - квартира "адрес" предоставлено решением ФГКУ "Востокрегионжилье" Лемешевскому С.Н. ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из трех человек. ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и Лемешевским С.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения N. В настоящее время Лемешевский С.Н. проходит военную службу, другого жилья не имеет, правом на приватизацию не пользовался. Во внесудебном порядке истец приобрести право собственности на жилое помещение не имеет возможности, так как отсутствует механизм передачи жилых помещений от имени Российской Федерации в собственность граждан. Просил признать за Лемешевским Н.С. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по "адрес"
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Лемешевский С.Н., Лемешевская Г.А.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 29 января 2014 года исковые требования Лемешевского Н.С. удовлетворены.
За Лемешевским Н.С. в порядке приватизации признано право собственности на жилое помещение, расположенное по "адрес"
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Минобороны Российской Федерации" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что истец не обращался к правомочным собственникам по вопросу передачи спорного жилого помещения в собственность. С Лемешевским С.Н. был заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на время заключенного контракта. Отсутствие сведений (равно как и не предоставление таких сведений) об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.01.1997г. N1301, а также Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ 26.01.2006г., в уполномоченных органах не свидетельствует о прекращении статуса служебного у спорного жилья.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что на основании решения ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ N Лемешевскому С.Н. - отцу истца предоставлена квартира по "адрес" на состав семьи три человека (Лемешевский С.Н., супруга Лемешевская Г.А., сын Лемешевский Н.С.).
ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ и Лемешевским С.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения N. Указанная квартира предоставлена Лемешевскому С.Н. согласно п. 1.2, п.1.5 договора, в связи с прохождением службы на время заключенного контракта.
В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрирован и проживает сын нанимателя Лемешевский Н.С., что подтверждено поквартирной карточкой, финансово-лицевым счетом N.
Установив, что спорное жилое помещение было предоставлено отцу истца Лемешевскому С.Н. и членам его семьи в качестве служебного на срок военной службы, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 N1470-р военный городок в с. Галкино-66 исключен из перечня закрытых военных городков, доказательств того, что жилое помещение имеет статус служебного и зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости, не представлено.
Судебная коллегия с изложенным выводом суда не соглашается по следующим основаниям.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, в том числе в сфере их жилищного обеспечения, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации.
Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей регулируется Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 02.11.2013 N298-ФЗ, от 28.12.2013 N405-ФЗ), военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
При этом военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" утверждены Правила признания таких военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно.
Приказом Минобороны РФ от 30.09.2010г. N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", утверждены Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, а также Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 19998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают
заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа с приложением пакета документов.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Из договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что спорное жилое помещение предоставляется Лемешевскому С.Н. в связи с прохождением службы, на время заключенного контракта, в связи с чем данный договор не может рассматриваться как договор социального найма. Истец Лемешевский Н.С. вселен в спорное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя. Доказательств, свидетельствующих о том, что военнослужащий Лемешевский С.Н. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, либо признании его имеющим право на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма не представлено.
Кроме того, исключение военного городка с.Галкино-66 из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ на основании распоряжения Правительства РФ от 19.08.2011 N 1470-р, не говорит о том, что жилое помещение, в котором проживает истец, утратило статус служебного жилья.
В соответствии со ст. 92 ч. 2 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства РФ "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" от 25.03.2010 N 179, было установлено, что решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда принимают федеральные органы исполнительной власти.
Согласно подп. "м" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Лемешевскому С.Н. было предоставлено принадлежащее Министерству обороны Российской Федерации служебное жилое помещение в связи с тем, что он является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Поскольку жилое помещение находилось в закрытом военном городке его статус как служебного очевиден, в связи с чем, исключение его из специализированного жилого фонда должно производится в силу положений ч. 2 ст. 92 ЖК Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что занимаемое истцом жилое помещение утратило статус служебного, является неверным, так как исключение с. Галкино-66 из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения (акта) уполномоченного органа.
Сведений о том, что решением Министерства обороны РФ спорное жилое помещение исключено из числа служебных, в материалах дела не имеется, а потому оснований не причислять квартиру, где проживает истец, к числу служебных, не имеется.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства не предоставлено доказательств отсутствия в собственности истца иных жилых помещений на основании договора о передаче жилого помещения в собственность граждан бесплатно, что не позволяет полагать обоснованным приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" о возможности однократного участия в приватизации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку с отцом истца - Лемешевским С.Н. договор социального найма на спорное жилое помещение не заключался, квартира была предоставлена ему на период службы и до настоящего времени имеет статус служебного жилого помещения, в связи с чем, приватизации не подлежит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Лемешевского Н.С. незаконно и необоснованно, в связи с чем, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 29 января 2014 года по гражданскому делу по иску Лемешевского Н. С. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лемешевского Н. С. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - отказать.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи С.И. Дорожко
С.В. Кустова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.