Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А. Разуваевой
судей И.К. Ющенко, Н.В.Пестовой
при секретаре Ю.Л. Гладких
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Голубчиковой Е. Г. об оспаривании отказа межведомственной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех,
по апелляционной жалобе администрации города Комсомольска-на-Амуре на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голубчикова Е.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа межведомственной комиссии города Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех.
В обоснование заявления указала, что в городе Комсомольске-на-Амуре в августе 2013 года в связи с паводком был введен режим ЧС. В результате паводка дом "адрес", где она проживает, и ? доля данного дома принадлежит ей на праве собственности, попал в зону затопления. Для оценки пригодности либо непригодности жилого помещения для проживания обратилась с заявлением в межведомственную комиссию. В выдаче заключения было отказано по причине отсутствия обращения в комиссию других собственников жилого помещения. Полагает данный отказ незаконным. Отказ в выдаче данного заключения лишает ее возможности получить меры поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения.
Просила суд признать незаконным отказ межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех, обязать межведомственную комиссию выдать заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 04 февраля 2014 года исковые требования Голубчиковой Е.Г. удовлетворены.
Постановлено признать незаконным отказ межведомственной комиссии города Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех от ДД.ММ.ГГГГ, выдать Голубчиковой Е.Г. заключение о признании жилого дома по "адрес" пригодным (непригодным) для проживания.
Возложить обязанность на межведомственную комиссию города Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех устранить допущенное нарушение прав Голубчиковой Е.Г. и выдать ей заключение о признании жилого дома по "адрес" пригодным (непригодным) для проживания.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Комсомольска-на-Амуре Галкина Е.К. просит решение суда отменить, ссылается на неверное применение судом норм материального права. Указывает, что в комиссию должен обращаться собственник (собственники) жилого помещения, так как комиссия выдает заключение в отношении жилого дома в целом, а не в отношении конкретного лица, поскольку признание жилого дома непригодным для проживания или подлежащим реконструкции затрагивает права и законные интересы всех собственников дома. Заявитель является собственником ? доли жилого дома, иные участники долевой собственности в комиссию не обращались.
Возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поступали.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны по делу не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента РФ от 31.08.2013 года N693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ было рекомендовано до 15.10.2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подп. "д" п.2).
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года N569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12 часов 00 минут 09.08.2013 года на территории Хабаровского края в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 923 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г., согласно которым трансферты субъектам Российской Федерации предоставляются для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного. Предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации определенных условий, в том числе наличие утвержденных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья; наличие списков граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр (пункт введен постановлением от 21.10.2013 года N 347-пр), предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в том числе в форме предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам.
Приложением N 15 к указанной Государственной программе предусмотрен Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года.
Согласно п.1.2 названного Порядка (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 24.02.2014 N41-пр) право на получение мер поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания:
- собственники (сособственники) утраченных жилых помещений и (или) члены их семьи;
- наниматели утраченных жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, предоставленных им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения (далее - наниматели утраченного жилого помещения краевого фонда), и (или) члены их семьи.
В пункте 1.3 Порядка указано, что под утраченным жилым помещением понимается жилое помещение, признанное непригодным для проживания либо расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченное в результате гибели.
Факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке (пункт 1.4 Порядка).
К членам семьи собственника утраченного жилого помещения относятся постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (пункт 1.5 Порядка).
Согласно пункту 1.8 Порядка, под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее 13 кв.метров.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 г. N 923 внесены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы". В соответствии с п. 10 данного постановления федеральная целевая программа "Жилище" дополнена новым Приложением 11 (1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, ЕАО и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013г.
В п. 6 Правил указано, что трансферты предоставляются на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Трансферты могут быть направлены на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками утраченных жилых помещений, по их выбору в форме: предоставления жилого помещения; предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья (п. 7 Правил).
В силу ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно постановлению Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением главы администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30.05.2005 года N 35-па создана постоянно действующая городская межведомственная комиссия по решению вопросов о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания.
Собственником ? доли жилого дома, расположенного по "адрес" является Голубчикова Е.Г.
Согласно ответу межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов от ДД.ММ.ГГГГ Голубчиковой Е.Г. отказано в проведении оценки соответствия жилого помещения - индивидуального жилого дома по "адрес", по основанию не обращения всех собственников жилого помещения в комиссию с заявлением о проведении оценки жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие волеизъявления иных собственников жилого дома не может являться препятствием для получения заявителем гарантированных государством мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения.
Также правомерным является вывод суда о том, что выдача заключения межведомственной комиссии Голубчиковой Е.Г. не нарушает права собственности иных собственников жилого дома.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и ответчиком не опровергнуты.
Учитывая изложенные обстоятельства и вышеприведенные нормы права, судебная коллегия с выводом суда о незаконности отказа межведомственной комиссии города Комсомольска-на-Амуре в выдаче Голубчиковой Е.Г. заключение о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания соглашается.
Довод апелляционной жалобы о том, что отказывая в выдаче заключения Комиссия руководствовалась п.42 Положения и о принятии решения в пределах полномочий судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку из п.42 Положения не следует, что с соответствующим заявлением в комиссию должны обратиться все собственники жилого помещения (дома).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о применении судом норм материального права, не подлежащих применению, не могут быть признаны состоятельными и не влекут отмены принятого решения. По существу они сводятся к попытке переоценки фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции.
Решение суда мотивированно, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению Голубчиковой Е. Г. об оспаривании отказа межведомственной комиссии города Комсомольска-на-Амуре по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и расположенных в зоне индивидуальной жилой застройки многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи И.К. Ющенко
Н.В. Пестова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.