Постановление Забайкальского районного суда Забайкальского края от 18 марта 2014 г.
(Извлечение)
Судья Забайкальского районного суда Забайкальского края Дёмина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении N 5-312/14 (10612000-1677/2013) в отношении
Индивидуального предпринимателя Салковой Н.В., "данные изъяты"
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ИП Салковой Н.В. инкриминируется совершение административного правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления недействительных документов.
14 ноября 2013 г. в ОТО и ТК N 1 таможенного поста МАПП Забайкальск из КНР в РФ прибыло транспортное средство марки "Вольво" гос. номер N с товаром, перевозчиком которого является ИП Салкова Н.В. 15 декабря 2013 г. водитель указанного транспортного средства Белавский С.В., действующий на основании доверенности N 14 подал документы и сообщил о прибытии груза, предоставив в таможенный орган следующие товаросопроводительные документы: международную дорожную грузовую накладную, инвойс, спецификацию. По указанным документам следуют товары: мандарины, груши и решетки деревянные (поддоны) в количестве 15 шт.
В результате проведенного таможенного досмотра был выявлен товар, не заявленный в товаросопроводительных документах: решетки деревянные (поддоны) неокрашенные, без упаковки, изготовленные из деревянных брусков и досок, сколоченных между собой при помощи гвоздей, уложены под товаром в грузовом отсеке, в количестве 15 шт., общим весом 150 кг.
По данному факту Читинской таможней возбуждено административное производство.
Товары, явившиеся предметом административного правонарушения, изъяты и помещены на ответственное хранение на СВХ ООО "Континент плюс" ( "данные изъяты"
21 февраля 2014 г. дело об административном правонарушении в отношении ИП Салковой Н.В. передано на рассмотрение в Забайкальский районный суд Забайкальского края.
Надлежаще извещенная ИП Салкова Н.В. в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в её отсутствие не заявляла. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Будучи опрошенной в ходе административного расследования (л.д. 45-47), ИП Салкова Н.В. вину в совершении административного правонарушения не признала и пояснила, что решетки деревянные (поддоны) являются многооборотной тарой, а не товаром и заявлять сведения о них в товаросопроводительных документах не требуется. На момент погрузки товара в транспортном средстве уже имелись 15 поддонов, еще 15 поддонов были погружены по инициативе отправителя груза. Её доверенное лицо - водитель Белавский С.В., присутствовавший при погрузке, возражал против этого, однако отправитель указанное возражение проигнорировал.
Всесторонне изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Перевозчиком, согласно п. 21 п. 1 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, является лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Согласно ст. 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей.
Пунктом 1 статьи 159 Таможенного кодекса таможенного союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения о перемещаемом товаре, в том числе: наименовании товаров, вес брутто товаров (в килограммах), либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов, количестве грузовых мест.
Судом установлено, что 14 ноября 2013 г. в ОТО и ТК N 1 таможенного поста МАПП Забайкальск из КНР в РФ прибыло транспортное средство марки "Вольво" гос. номер N Х666ЕХ03RUS/АБ600303RUS с грузом - фрукты (мандарины и груши). В ходе таможенного досмотра, выявлен товар, не заявленный в товаросопроводительных документах: решетки деревянные (поддоны), в количестве 15 шт., общим весом 150 кг. Перевозчиком груза является ИП Салковой Н.В.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу РФ.
Из объяснений ИП Салковой Н.В. следует, что свои обязанности как перевозчика она знает, указанные поддоны были погружены в транспортное средство отправителем груза. Водитель, присутствовавший при погрузке, возражал против этого, однако отправитель груза проигнорировал эти возражения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений" Российская Федерация является участницей Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26 июня 1990 г.
В названной Конвенции дано определение термину упаковка - любые изделия и материалы, служащие или предназначенные - в том виде, в каком они ввозятся, - для упаковки защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), ввозимых навалом. Исключены также контейнеры и поддоны.
Согласно п. "d" Конвенции, поддон - это устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки/выгрузки или штабелирования с помощью механических аппаратов. Это устройство состоит либо из двух настилов, соединенных между собой распорками, либо из одного настила, опирающегося на ножки; оно должно иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку выгрузку с помощью вилочных погрузчиков или тележек для перевозки поддонов; оно может иметь или не иметь надстройку.
В акте таможенного досмотра N 10612130/151113/001246 указано, что в транспортном средстве перемещались фрукты: мандарины, уложенные навалом в сетчатые коробки со съемной крышкой, а также груши, упакованные в картонные коробки, а также 30 деревянных поддонов, 15 из которых не указаны в товаросопроводительных документах и не задекларированы. Учитывая выше изложенное, суд считает, что решетки деревянные (поддоны) не могут быть отнесены к упаковке перемещаемых товаров, а являются многооборотной тарой, на что в своих объяснениях указывала ИП Салкова. Многооборотная тара (решетки, поддоны) при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза подлежит письменному декларированию в соответствии с пунктом 1 статьи 180 ТК ТС путем представления декларации на товары.
Согласно пункту 1 статьи 5 Приложения В.З к Конвенции, режим временного ввоза контейнеров, поддонов и упаковок предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии. Вместо таможенного документа и гарантии на поддоны и упаковки от пользователя права временного ввоза может быть потребовано письменное обязательство об их вывозе (пункт 3 статьи 5 Приложения В.З к Конвенции).
В случае, если многооборотная тара удовлетворяет требованиям пункта (Ь), пункта (с) или пункта (d) статьи 1 Приложения В.З к Конвенции и рассматривается как упаковка, контейнеры или поддоны, то совершение таможенных операций в отношении такой тары может осуществляться в упрощенном порядке на основании представленного письменного обязательства об их обратном вывозе (реэкспорте) с территории Российской Федерации, а также транспортных (перевозочных) и/или коммерческих документов и без оформления таможенной декларации.
Таким образом, при совершении таможенных операций в отношении контейнеров, поддонов и упаковок (многооборотной тары) по выбору декларанта могут быть использованы как нормы Конвенции, так и нормы таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Однако данный порядок перевозчиком соблюден не был.
Из объяснений ИП Салковой Н.В. следует, что деревянные поддоны в количестве 15 шт. были помещены в транспортное средство во время погрузки товара в КНР.
Указанное свидетельствует о том, что поддоны деревянные не были временно вывезены с таможенной территории таможенного союза в качестве многооборотной тары, не являются упаковкой ввозимых товаров, а погружены в КНР для удобства транспортировки и последующей выгрузки перемещаемых товаров.
В соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 г. N 830 "О таможенном тарифе РФ и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования. Аналогичная позиция содержится в решении комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций". Согласно данному решению, если товары находятся на поддонах, то такие поддоны заявляются вместе с декларируемыми товарами при условии, что стоимость поддонов входит в стоимость товара, в том числе, если стоимость поддонов не выделена отдельно, в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки.
Таким образом, в любом случае, сведения о наличии поддонов должны быть внесены в товаросопроводительные документы. В данном случае этого сделано не было.
Анализируя вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что, заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить сведения, указанные в накладной. Предъявление в таможенный орган товаросопроводительных документов свидетельствует о соответствии фактически принятому к перевозке грузу сведениям о нем, содержащимся в представленных документах. Проверку достоверности сведений о товаре перевозчик осуществляет при принятии груза к перевозке, путем сопоставления сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах на принимаемый груз, и сведений, указанных на грузовых местах в виде маркировки. При отсутствии возможности реализовать фактически свое право проверить достоверность сведений о товаре, перевозчик, согласно пункту 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 года, Постановлению Верховного суда РФ от 07.07.2011 N 33-АД11-4, должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки. Таких оговорок в представленных товаротранспортных документах нет.
Каких - либо документов, подтверждающих, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами или другими непредвидимыми, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля перевозчика в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Допущенное нарушение, относится к правонарушениям в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), затрагивает экономическую безопасность и экономические интересы Российской Федерации, поэтому оснований для освобождения ИП Салковой Н.В. от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения не имеется.
Доводы ИП Салковой Н.В. о том, что решетки деревянные (поддоны) не были задекларированы, в связи с тем, что они не перемещались как отдельный товар, а использовались только для сохранности груза (многооборотная тара), суд не может принять во внимание. В соответствии с п.п. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС, под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу. В данном случае решетки деревянные (поддоны) не являлись упаковкой, оговорок о данных деревянных решетках (поддонах) в товаросопроводительных документах не имеется, поэтому позиция таможенных органов о рассмотрении решеток деревянных (поддонов) как самостоятельного товара является обоснованной.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд считает, что вина ИП Салковой Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, полностью доказана.
Действиям ИП Салковой Н.В. дана верная юридическая оценка по ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, и с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе смягчающего ответственность обстоятельства - привлечение к административной ответственности впервые, суд считает возможным подвергнуть правонарушителя наказанию в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Издержки, понесенные ООО "Континент плюс" по хранению товара, подлежат отнесению на счет федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Индивидуального предпринимателя Салкову Н.В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения: решеток деревянных (поддонов), в количестве 15 шт., общим весом 150 кг.
Издержки, понесенные ООО "Континент плюс" по хранению товара в размере "данные изъяты" отнести на счет федерального бюджета.
Мотивированное постановление изготовлено 21 марта 2014 г.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Забайкальского
районного суда - Н.В. Дёмина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.