Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дёминой Н.В.,
при секретаре Семеновой Т.Ю.,
с участием помощника прокурора Забайкальского района Былкова А.С.,
представителя ответчика Гуцу П.П., действующего на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-145/14 по исковому заявлению прокурора Забайкальского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения "Билитуйское" о признании бездействия незаконным и обязании провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Забайкальского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
На основании постановления администрации сельского поселения "Билитуйское" от 20.01.2012 г. N 1 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах сельского поселения "Билитуйское" и присвоения им идентификационных номеров" автомобильные дороги: ул. Степная, ул. 60 лет Октября, ул. Нагорная, ул. Верхняя, ул. Новая, ул. Железнодорожная, пер. Степной, мкр. Солнечный - отнесены к дорогам общего пользования местного значения, им присвоены идентификационные номера.
В ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией сельского поселения "Билитуйское" меры к проведению оценки технического состояния и паспортизации в отношении указанных выше дорог не предпринимались, технические паспорта не оформлены.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать бездействие, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния дорог и паспортизации дорог в границах поселения, незаконным и обязать ответчика провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Былков А.С. исковые требования поддержал и суду дал объяснения, аналогичные вышеизложенным, дополнив, что со стороны администрации сельского поселения "Билитуйское" усматривается бездействие по данному вопросу, поскольку каких - либо конкретных мер, кроме принятия постановления N 1 от 20.01.2012 г., не предпринималось. Против установления срока исполнения решения суда до 5 ноября 2014 г. не возражал.
Представитель ответчика Гуцу П.П. исковые требования прокурора в части возложения обязанности провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения признал. С требованиями прокурора в части бездействия не согласился, указав на то, что работы по данному направлению не проводились в связи с отсутствием финансовых возможностей.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 этого же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, постановлением администрации сельского поселения "Билитуйское" от 20.01.2012 г. N 1 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах сельского поселения "Билитуйское", указанным дорогам присвоен идентификационные номера. В данный перечень включены следующие автомобильные дороги: ул. Степная, ул. 60 лет Октября, ул. Нагорная, ул. Верхняя, ул. Новая, ул. Железнодорожная, пер. Степной, мкр. Солнечный.
Пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 9 Устава муниципального образования городского округа "Город Хабаровск" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 402 от 16 ноября 2012 года (в редакции Приказа Минтранса России от 09.08.2013 г. N 267), в прочие работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования входит паспортизация автомобильных дорог.
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2 ВСН 1-83).
Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 28 июля 2012 года) определяют вопросы безопасности дорожного движения, защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, которая затрагивает интересы неопределенного круга лиц. В судебном заседании представитель ответчика Гуцу П.П. не отрицал того, что в настоящее время в сельском поселении "Билитуйское" паспортизация дорог не проведена. Таким образом, ответчиком, не смотря на то, что вопрос о паспортизации автомобильных дорог местного значения входит в его компетенцию, каких - либо конкретных мер для решения данного вопроса не предпринято. Доводы ответчика об отсутствии в бюджете местной администрации денежных средств для выполнения вышеуказанных работ не могут являться основанием для освобождения от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог.
На основании изложенного, суд считает требования прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При определении срока паспортизации автомобильных дорог суд исходит из условий разумности, необходимости финансирования проведения данных работ, временных затрат, которые потребуются для соблюдения установленной процедуры паспортизации, и считает возможным установить срок до 05 ноября 2014 г.
При решении вопроса о взыскании издержек суд руководствуется подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому администрация сельского поселения "Билитуйское" от уплаты государственной пошлины освобождена как орган местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Забайкальского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения "Билитуйское" о признании бездействия незаконным и обязании провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения, удовлетворить полностью.
Признать бездействие администрации сельского поселения "Билитуйское", выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния дорог и паспортизации дорог в границах поселения, незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения "Билитуйское" провести оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог в границах поселения: ул. Степная, ул. 60 лет Октября, ул. Нагорная, ул. Верхняя, ул. Новая, ул. Железнодорожная, пер. Степной, мкр. Солнечный.
Установить срок исполнения решения суда - до 5 ноября 2014 г.
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2014 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Забайкальского районного суда Н.В. Дёмина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.