Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,
судей Р.Р. Насибуллина и Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Ю.А. Гордеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной зашиты Республики Татарстан на заочное решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Имановой Л.В. к Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" о приравнивании трудовой деятельности к стажу муниципальной службы удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" приравнять периоды работы Имановой Л.В. с 18 ноября 1999 года по 29 мая 2006 года и с 21 июня 2006 года по 07 мая 2008 года к стажу ее муниципальной службы, дающей право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны включить Имановой Л.В. в стаж муниципальной службы, дающий право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение за выслугу лет, периоды ее работы с 18 ноября 1999 года по 29 мая 2006 года и с 21 июня 2006 года по 07 мая 2008 года.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (третье лицо) З.Т. Дияровой в поддержку апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.В. Иманова обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" (далее - Исполком муниципального образования) о приравнивании периодов трудовой деятельности к муниципальной службе, указав, что она 18 ноября 1999 года начала трудовую деятельность в органах опеки и попечительства в должности инспектора по охране прав детства управления народного образования мэрии города Набережные Челны Татарской АССР (Управление образования, ГУНО).
Такие должности инспекторов по охране прав детства были введены, начиная с 01 сентября 1993 года, в штаты каждой школы (по 0,5 ставки) для организации социальной защиты детей постановлением мэра города Набережные Челны Татарской АССР от 24 мая 1993 года N 499, во исполнение которого управление образования издало приказ от 01 июня 1995 года N ... о создании отдела опеки и попечительства данного управления. При этом с 01 октября 2003 года функции органов опеки и попечительства в городе Набережные Челны Республики Татарстан были возложены на государственное образовательное учреждение социального обслуживания детей "данные изъяты" ), в котором она работала в периоды с 01 октября 2003 года по 29 мая 2006 года и с 21 июня 2006 года по 07 мая 2008 года на должностях "данные изъяты" при неизменности функциональных обязанностей.
27 февраля 2004 года в связи с введением в действие Закона Республики Татарстан N 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" к органам опеки и попечительства в соответствии с федеральным законодательством были отнесены органы местного самоуправления.
Вместе с тем, до фактического образования в Республике Татарстан органов местного самоуправления на основе Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", Закона Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года N1380 "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан" функции органов опеки и попечительства были возложены на соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, таким органом в этот период выступало именно "данные изъяты"
07 мая 2008 года она была принята в отдел опеки и попечительства при Исполкоме муниципального образования "город Набережные Челны" на должность "данные изъяты" , включенную в перечень государственных должностей.
При этом решением от 12 апреля 2013 года комиссия ответчика по определению стажа муниципальной службы отказало ей во включении периодов работы с 18 ноября 1999 года по 29 мая 2006 года и с 21 июня 2006 года по 07 мая 2008 года в стаж муниципальной службы, признанный по состоянию на 01 апреля 2013 года равным лишь 4 годам 10 месяцев и 23 дням.
Полагая такой отказ ответчика незаконным, истица просила суд приравнять перечисленные периоды работы к стажу муниципальной службы и возложить обязанность на Исполком муниципального образования "город Набережные Челны" исчислить с учетом указанных периодов стаж ее муниципальной службы, дающий право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В судебном заседании истица требования поддержала.
Представители ответчика, третьего лица (Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан) в судебное заседание не явились, извещены.
Суд иск удовлетворил, о чем постановил заочное решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан просит заочное решение отменить по мотиву его незаконности. Утверждает, что работа, выполнявшаяся истицей в спорные периоды, не являлась профессиональной служебной деятельностью на должностях государственной гражданской службы Республики Татарстан, как и учреждения, в которых осуществлялась указанная работа, не относились к аппарату законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти, образуемых по законодательству Республики Татарстан, данное обстоятельство следует также из неприсвоения истице классного чина, а потому оснований для зачета периодов ее работы в указанные периоды в стаж государственной муниципальной службы не имелось. Акцентирует внимание на то, что должности инспектора, педагога не предусмотрены ни Реестром государственных служащих Республики Татарстан, ни Реестром должностей муниципальной службы Республики Татарстан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан З.Т. Диярова поддержала апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, извещены, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем Судебной коллегией определено о рассмотрении дела без их участия.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность, обоснованность заочного решения су-да в пределах доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.
Исходя из статьи 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель), которым может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя.
В силу части 1 статьи 1 указанного Федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации определяют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Установлено по делу, что истица работала с 18 ноября 1999 года по 31 сентября 2003 года на должности "данные изъяты" , с 01 октября 2003 года по 29 мая 2006 года и с 21 июня 2006 года по 07 мая 2008 года - на должности "данные изъяты"
08 мая 2008 года истица принята на должность "данные изъяты" ", где работает по настоящее время.
Решением от 12 апреля 2013 года ответчиком в лице комиссии по определению стажа муниципальной службы соответствующий стаж истицы исчислен по состоянию на 01 апреля 2013 года равным 4 годам 10 месяцам и 23 дням, в него не засчитаны периоды ее работы на должностях "данные изъяты" (с 18 ноября 1999 года по 31 сентября 2003 года), а также "данные изъяты" (с 01 октября 2003 года по 29 мая 2006 года и с 21 июня 2006 года по 07 мая 2008 года).
Суд, разрешая спор, исходил из того, что, работая на приведенных должностях, Л.В. Иманова фактически исполняла обязанности специалиста отдела опеки и попечительства, с чем Судебная коллегия соглашается.
Так, Кодексом Республики Татарстан о муниципальной службе от 25 июня 2013 года N 50-ЗРТ регулируются отношения в сфере организации муниципальной службы в Республике Татарстан, также в соответствии с федеральными законами регламентируются условия прохождения муниципальной службы муниципальными служащими, а также правовое положение (статус) муниципальных служащих в Республике Татарстан.
В соответствии с частью 1, пунктами 1, 2 части 2 статьи 29 Кодекса в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на постоянной (штатной) основе на:
должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы). При этом с 01 января 2006 года в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в органах местного самоуправления в Республике Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром должностей муниципальной службы в Республике Татарстан, а до его утверждения - Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Татарстан;
муниципальных должностях.
Периоды замещения государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) включаются в стаж муниципальной службы в следующем порядке:
периоды работы (службы) на государственных должностях Республики Татарстан и должностях государственной службы, предусмотренных Сводным перечнем государственных должностей Республики Татарстан и Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, а также на должностях в государственных органах, не включенных в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, после утверждения указанного Реестра, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень должностей государственной службы;
периоды работы (службы) с 26 мая 1995 года до утверждения Сводного перечня государственных должностей Республики Татарстан и Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, а также на должностях, не предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, в случаях последующего включения данных должностей в соответствующий перечень государственных должностей или должностей государственной службы;
Согласно подпункту "е" пункта 3 части 2 той же статьи Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, а также выборных должностей в местных органах государственной власти и управления (районных, городских, районных в городах Советах народных депутатов, администрациях районов, городов республиканского значения, районов в городах) и их аппаратах включаются в стаж муниципальной службы до 26 мая 1995 года.
Идентичные положения закреплены и Законом Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", в частности в его в статье 32.
Согласно подпункту "б" пункта 4 части 2 данной статьи Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" в стаж государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей в Совете Министров Татарской АССР (Кабинете Министров Татарской АССР) и его аппарате, исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов.
Из пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период), следует, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного са-моуправления, предусмотренные уставом муниципального образования, обладаю-щие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 8 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные), территориальные органы местной администрации.
В статьи 42 того же Федерального закона закреплено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными правовыми актами.
Таким образом, законодательное регулирование по вопросам муниципальной службы осуществляется субъектом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, которые запрещают ограничивать права местного самоуправления, предоставленные федеральными законами.
При этом, правовая регламентация муниципальной службы, включая статус муниципального служащего, определяется не законом субъекта Российской Федерации, а уставом муниципального образования, в соответствии с которым могут быть предусмотрены и дополнительные гарантии для муниципального служащего, а размеры должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат муниципальному служащему точно также определяются не законом субъекта Российской Федерации, а нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
Структура органов местного самоуправления города Набережные Челны, в состав которых входят городской Совет (представительный орган муниципального образования), Мэр (глава муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования), Исполнительный комитет (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и Контрольно-счетная палата (контрольно-счетный орган муниципального образования) следует из статьи 25 Устава муниципального образования "город Набережные Челны", утверж-денного решением городского Совета муниципального образования "город Набережные" от 08 декабря 2005 года N ...
В соответствии со статьями 39 и 40 Устава Исполком муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Татарстан.
Структура Исполкома утверждается городским Советом по представлению руководителя Исполкома. В частности, в структуру Исполкома входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы, другие структурные подразделения администрации городского округа.
При этом, как предусмотрено в Уставе, отраслевые (функциональные) органы Исполкома, наделяемые статусом юридического лица, действуют на основании положений об этих органах, утверждаемых городским Советом.
Отраслевые (функциональные) органы Исполкома являются органами, входящими в структуру Исполкома, ответственными за определенную отрасль городского хозяйства и осуществляющими управленческие функции в различных сферах, вопросах жизнедеятельности города. Органы Исполкома осуществляют свою деятельность на основании положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах Исполкома.
Согласно подпункту 34 пункта 1 статьи 9 Устава к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городе.
Из материалов дела следует, что во исполнение постановления мэрии города Набережные Челны от 24 мая 1993 года N ... "О дополнительных мерах по развитию народного образования в условиях переходного этапа" с учетом Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 мая 1993 года N ... "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Татарстан" приказом от 01 июня 1995 года N ... управления народного образования мэрии города Набережные Челны был создан с 01 июня 1995 года отдел опеки и попечительства в пределах штатных единиц инспекторов по охране прав детства образовательных учреждений города (по 0,5 ставки на школу).
Всего в штате таких инспекторов предусматривалось 35 единиц.
24 мая 2000 года приказом начальника управления образования администрации города Набережные Челны утверждено Положение об отделе опеки и попечительства управления образования, в соответствии с которым отдел опеки и попечительства создан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан и руководствуется в своей деятельности нормативными и инструктивными документами Министерства образования Российской Федерации и Республики Татарстан в области охраны прав детства, Конвенцией ООН о правах ребенка, постановлениями администрации города, Положением об управлении образования, приказами и настоящим Положением.
По пунктам 1.1, 1.2 Положения отдел является структурным подразделением управления образования администрации города Набережные Челны и осуществляет свою деятельность под его непосредственным руководством.
Специалисты отдела назначаются начальником управления образования по представлению начальника отдела из числа лиц, имеющих высшее педагогическое или юридическое образование (пункт 3.4).
В последующем постановлением Главы администрации города Набережные Челны от 30 мая 2003 года N ... утвержден Устав "данные изъяты" ".
В соответствии с пунктами 1.3, 2.2 Устава учредителем данного учреждения является администрация города Набережные Челны Республики Татарстан, а само учреждение является полномочным органом, на который возлагаются функции органа опеки и попечительства по работе с несовершеннолетними лицами.
Таким образом, отдел опеки и попечительства управления народного образования, как и "данные изъяты" в рассматриваемый период работы истицы осуществляли функции отраслевого органа администрации города Набережные Челны.
Имеющиеся в деле многочисленные заключения, акты, доверенности и другие документы, опосредующие работы отдела опеки и попечительства при Исполкоме муниципального образования "город Набережные Челны" за период с 2002 года по 2007 год, позволяют прийти к бесспорному выводу о том, что в указанный период Л.В. Иманова, занимая должности "данные изъяты" , фактически исполняла обязанности специалиста отдела опеки и попечительства.
Материалами дела также подтверждается, что в оспариваемый период истец проработала на одном месте, выполняла одни и те же трудовые функции, получая заработную плату наравне с заработной платой муниципальных служащих.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лица, осуществля-ющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о приравнивании трудовой деятельности истца в период с 18 ноября 1999 года по 29 мая 2006 года и с 21 июня 2006 года по 07 мая 2008 года к муниципальной службе, дающей право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Такие выводы суда согласуются и с руководящими разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 16 Постановления Пленума N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в соответствии с которым в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N173- ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
По приведенным выше основаниям доводы Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан в апелляционной жалобе о том, что работа истицы в спорные периоды на соответствующих должностях не представляет собой профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы Республики Татарстан, сами учреждения, в которых выполнялась эта работа, не относятся к аппарату законодательного (представительного) или исполнительного органов государственной власти, образованных в соответствии с законодательством Республики Татарстан, в связи с чем ей не присваивался классный чин, а ее должности не были включены в Реестр должностей государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, отклоняются как несостоятельные, поскольку в результате реорганизаций отдела опеки и попечительства, произведенных в ходе реализации реформ по образованию органов местного самоуправления, функциональные обязанности истицы и ее должностной регламент, рабочее место и кабинет в течение всех спорных периодов работы, начиная с 1999 года, не менялись, в связи с чем, учитывая, поскольку ее положение не может быть ухудшено, принадлежащие ей конституционные права на социальное и пенсионное обеспечение подлежат защите.
Апелляционная жалоба Министерства труда, занятости и социальной зашиты Республики Татарстан сводится лишь к иной оценке установленных судом обстоятельств и не содержит указаний на нарушение судом первой инстанции норм материального или процессуального права, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Судом первой инстанции с необходимой полнотой исследованы все значимые для спора обстоятельства, дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Выводы в заочном решении не противоречат материалам дела, а нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, процессуальных нарушений не допущено. Оснований для отмены заочного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1), 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной зашиты Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.