Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Мехтиеве В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казённого учреждения "Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Госстроя на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2014 года, которым постановлено:
иски Сокорева А.М. и Сокорева С.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение общественной жилищной комиссии Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 01 ноября 2012 года об исключении Сокорева А.М. и Сокорева С.М. из списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Данное решение является основанием для восстановления Сокорева А.М. и Сокорева С.М. в указанном списке граждан и для включения Сокорева А.М. и Сокорева С.М. в сводный список указанных граждан по Республике Татарстан.
Признать за Сокоревым А.М. и Сокоревым С.М. право на возврат уплаченной при подаче данных исков в суд государственной пошлины в размере по 200 руб. по квитанциям от 22 ноября 2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ - Мухамадиеву Ф.М., поддержавшую жалобу, Сокорева А.М. и представителя Сокорева С.М. - Сокореву Е.А., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сокорев A.M. и Сокорев С.М. обратились в суд с исками к Исполнительному комитету Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее - Елабужский исполком) о восстановлении в списке на получение жилищного сертификата.
Требования мотивированы тем, что в 2009 году Елабужский исполком принял их на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как граждан, выехавших добровольно в 1986 году и в последующие годы на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Письмами от 07 октября 2013 года Елабужский исполком уведомил их об отсутствии у них права на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета. Полагая вышеуказанное решение Елабужского исполкома незаконным, они просили восстановить их в списке граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (по категории "граждане, выехавшие довольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы") и признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата.
Определением судьи Елабужского городского суда РТ от 10 января 2014 года указанные дела были объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения.
В процессе рассмотрения к участию в деле определением суда привлечены в качестве соответчика - Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства РТ, в качестве третьих лиц на стороне ответчиков - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Госстрой) и Федеральное казённое учреждение "Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Госстроя (далее - ФКУ "Объединённая дирекция" Госстроя).
Сокорев A.M. и Сокорева Е.А. как представитель истца Сокорева С.М. в суде иски поддержали.
Представители Елабужского исполкома Чершинцева К.В. и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ - Мухамадиева Ф.М. в суде иск не признали.
Представители Госстроя и ФКУ "Объединенная дирекция" Госстроя в суд не явились.
Суд постановил решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ФКУ "Объединенная дирекция" Госстроя просит решение суда отменить и принять новое решение. В жалобе указывается, что истцы не имеют права на обеспечение жильем в рамках Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Судом при вынесении решения неправильно истолкованы положения указанного закона. Судом не применена норма, установленная статьей 10 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Отмечается, что суд не дал оценку понятию "зона проживания с правом на отселение" применительно к рассматриваемым правоотношениям, что повлекло принятие незаконного решения суда. Тогда как из содержания статьи 10 Закона следует, что действие статьи 49 Закона не распространяется на граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившихся из зоны проживания с правом на отселение, расположенной на территории Республики Беларусь. Истцы выехали из зоны проживания с правом на отселение, расположенной на территории Республики Беларусь, в связи с чем, право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Законом у них отсутствует.
В возражении на апелляционную жалобу Сокоревы А.М., С.М. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Елабужского исполкома, ФКУ "Объединенная дирекция" Госстроя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены.
Поскольку данных о наличии существенных препятствий для их участия в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия, с учетом мнения явившихся участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно подпункту 11 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в ред. от 25 июня 2012 года, с изм. от 24 октября 2012 года) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В соответствии со статьей 22 Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
В силу положений подпункта 7 статьи 17 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с 01 августа 1985 года по 11 июля 1986 года Сокорев A.M. и Сокорев С.М. проживали в г. Добруш Гомельской области Белорусской ССР, который в соответствии с перечнем территорий (населённых пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01 мая 1992 года. N ... , относился к зоне с правом на отселение по показателю плотности загрязнения цезием-137.
В июле 1986 года Сокорев A.M. и Сокорев С.М. выехали из г. Добруш в Татарскую АССР.
Сокорев A.M. и Сокорев С.М. получили статус лица, выехавшего из зоны проживания с правом на отселение, что подтверждается удостоверениями, выданными им 29 июля 2009 года Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Елабужском муниципальном районе, и гарантирует им право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Решениями общественной жилищной комиссии Елабужского исполкома от 22 октября 2009 года ... и от 22 декабря 2009 года ... Сокорев A.M. и Сокорев С.М. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с правом на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, после чего Сокорев A.M. и Сокорев С.М. были заявлены Елабужским исполкомом для включения их в сводный список граждан - участников данной подпрограммы по Республике Татарстан на 2013 год.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на Сокоревых А.М., С.М. распространяются меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в жилых помещениях, которые реализуются посредством предоставления таким гражданам, не имеющим жилых помещений, за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
С обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда судебная коллегия соглашается.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что истцы поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и состояли на учете до 01 ноября 2012 года, пока решением общественной жилищной комиссии Елабужского исполкома ... не были исключены из списка граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Поскольку Сокоревы С.М., А.М. не имеют жилого помещения, состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2009 года, имеют льготу в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", они имеют право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
При таких данных судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об удовлетворении исков Сокоревых А.М.,С.М. является правильным, основанным на верном толковании и применении норм материального права, при установлении фактических обстоятельств дела представленные доказательства оценены судом с учетом их взаимной связи, что соответствует требованиям части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел факта отселения истцов с территории Белоруссии и в связи с чем, в соответствии со статьей 10 вышеназванного Закона, они не имеют права на предоставление субсидии на приобретение жилья, подлежат отклонению ввиду необоснованности.
Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, введена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и включает в себя в том числе обеспечение жильем указанных в законе категорий граждан.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации действие настоящего Закона распространяется на следующие территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пересматриваемый не реже, чем один раз в пять лет, относится лишь к территориям Российской Федерации.
Понятие "зоны проживания с правом на отселение" регламентировано в статье 10 Федерального закона.
Частью первой названной статьи установлено, что зона проживания с правом на отселение - это часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.
Статус лиц, эвакуированных из зоны отчуждения в 1986 году, закреплен в пункте 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации: граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 в редакции, действовавшей на момент переселения истцов в Российскую Федерацию, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Исходя из содержания приведенной нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Закон не связывает наличие статуса лица, выехавшего из зоны проживания с правом на отселение, с тем, чтобы территория, с которой гражданин выехал, входила в состав Российской Федерации, а статья 49 Закона Российской Федерации прямо гарантирует гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, в полном объеме меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Судом установлено, что в законодательствах Российской Федерации и Республики Беларусь предельные уровни радиационного загрязнения территорий соответственно в зоне проживания с правом на отселение и в зоне с правом на отселение по показателю цезий-137 равны.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанные выше доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчиков относительно предмета спора, выраженную ими в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку обстоятельств по настоящему делу, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
При таких данных судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 26 февраля 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения "Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Госстроя - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.