Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Вишневской О.В., Насибуллина Р.Р.,
при секретаре Гордеевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 9 января 2014 года, которым с учетом определения об исправлении описок постановлено:
Иск Тайманова В.И. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании задолженности по ежемесячным компенсации на питание и по ежегодным компенсациям на оздоровление удовлетворить.
Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств Федерального бюджета в пользу Тайманова В.И. 50983 руб. 44 коп. в счет задолженностей по выплатам ежемесячных компенсаций на питание за период с 1 апреля 1996 года по 1 октября 2013 года и по компенсации на оздоровление за 1996-2012 годы.
Взыскание производить с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения представителя истца против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тайманов В.И. обратился с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании задолженности по ежемесячным компенсациям на питанием и по ежегодным компенсациям на оздоровление.
В обоснование указал, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1988 года, долгое время пытался доказать факт своего участия в работах на объекте "Укрытие". В октябре 2013 года ему выдано удостоверение, подтверждающее участие в работах на объекте "Укрытие", в связи с чем, истец считает, что право на получение соответствующих компенсаций на питание и оздоровление возникло у него с 1 апреля 1996 года. На основании изложенного просил взыскать задолженность по компенсациям за период с 1 апреля 1996 года по 1 июля 2013 года в размере 62747 руб. 58 коп.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, в отзывах на исковое заявление просили в удовлетворении требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие из представителей.
Решением суда исковые требования Тайманова В.И. удовлетворены в приведенной выше формулировке.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой. В обоснование жалобы указал, что по требованиям о возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы ответчиком является Российская Федерации, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан является представителем Российской Федерации. Кроме того, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не является получателем средств федерального бюджета, лицевых счетов по учету средств федерального бюджета в Управлении Федерального казначейства по Республики Татарстан не имеет. В республиканском бюджете средства на реализацию мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, не предусмотрены. На основании изложенного, апеллянт просил решение суда отменить.
Представители ответчика, третьего лица на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, извещены, заявлений, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, поэтому судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Представитель истца просил решение суда оставить без изменения.
Проверив обжалуемое решение на предмет его законности и обоснованности в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы, поскольку не усматривается оснований для осуществления проверки в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Как видно по делу, Тайманов В.И. в 1988 году принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем в октябре 2013 года ему было выдано удостоверение, подтверждающее участие в работах на объекте "Укрытие".
Согласно справке отдела социальной защиты в Тетюшском муниципальном районе Республики Татарстан от 8 ноября 2013 года, Тайманову В.И. с 1 октября 2013 года выплачивается ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 470 руб. 23 коп.
Принимая решение и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из обоснованности предъявленных требований к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Взыскание задолженности по компенсациям на питание и оздоровление за период, предшествующий назначению данных компенсаций истцу как принимавшему участие в работах на объекте "Укрытие" (до октября 2013 года), произведено судом с учетом того, что ранее он данные компенсации получал, но в меньшем размере, исходя из статуса участника ликвидации 1988 года, что отражено в решении суда от 26 июля 2007 года по другому гражданскому делу, имеющему преюдициальное значение для разрешения данного спора.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что суд неправомерно произвел взыскание образовавшейся задолженности с органа социальной защиты как ненадлежащего ответчика, судебная коллегия считает ошибочными, основанными на неверном толковании нормативных актов, в связи с чем отклоняет.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан является надлежащим ответчиком, поскольку пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N7 от 5 апреля 2005 года " О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем 3 пункта 15 части 1 статьи 14 Базового Закона (в редакции Федерального закона N122 от 22 августа 2004 года) являются органы социальной защиты населения, которые согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации уполномочены выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Приведенные положения указывают на то, что Российская Федерация как субъект гражданско-правовых и публичных отношений выступает в лице компетентного органа, каковым в данном случае является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и именно на него в рамках делегированных полномочий возлагается обязанность не только производить компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, но и произвести единовременную выплату взысканной судом суммы задолженности.
Учитывая, что иных доводов, по которым в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
Руководствуясь статьями 199, 327, 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 9 января 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.