СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Юдина А.В.,
судей Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
рассмотрела в судебном заседании 03 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе Погорельцевой З.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2014 года, по которому
в иске Погорельцевой З.В. к ГУФСИН России по Республике Коми и ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми о признании незаконным решения комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище" на 2011-2015 годы от ... об исключении из числа участников подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы, отказано.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., пояснения представителей ГУФСИН России по Республике Коми Гичева А.И., ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми Усачевой Н.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Погорельцева З.В. обратилась в суд с заявлением о признании членом ее семьи пасынка П. , признании недействительным решения комиссии ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми от ... об исключении ее из очереди участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В судебное заседание Погорельцева З.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители ГУФСИН России по РК и ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по РК в судебном заседании с требованиями Погорельцевой З.В. не согласились.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Погорельцева З.В. просит решение суда отменить, указывая на то, что суд при разрешении дела не принял во внимание все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усматривает.
Судом установлено, что Погорельцева З.В. проживает в поселке ... района по адресу ул. ... и является нанимателем данного жилого помещения.
16.03.2012 Погорельцева З.В. обратилась в ФБУ ИК-49 ГУФСИН по Республике Коми с письменным заявлением о включении ее в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011- 2015 годы" на получение субсидий за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья на состав семьи 4 человека - супруга П.А. , дочери М.Т. и П ., являющегося пасынком.
На основании протокола N ... от ... Погорельцева З.В. признана участником программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленной федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы" в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Постановления Правительства РФ N 153 от 21.03.2006, как подлежащая переселению из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Решением жилищной комиссии ГУФСИН России по РК от ... Погорельцева З.В. исключена из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленной федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы" на основании п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 за N 153, в связи с недостоверностью сведений в представленных документах.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вывод суда соответствует нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.
При разрешении данного спора суд первой инстанции правомерно руководствовался пунктом 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", из которых следует, что недостоверность сведений, содержащихся в представляемых документах гражданами, является основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы.
Так, из материалов дела следует, что при подаче заявления о включении в состав участников программы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой, заявителем не был указан факт отчуждения ее супругом ... однокомнатной квартиры (общей площадью 33 кв.м.), расположенной в г. ...
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы.
Согласно подпункту "б" пункта 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В силу пункта 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Указанный норматив согласно подпункту "в" пункта 16.1 Правил применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилые помещения без установленных обременении, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими ... решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
В соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Из изложенного следует, что выдача государственного жилищного сертификата осуществляется после предоставления гражданином документов, требуемых для получения сертификата и подтверждающих его право на получение сертификата.
Проанализировав указанные нормы права и оценив представленные сторонами доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в отсутствие представления истцом ответчику всех необходимых для выдачи сертификата на приобретение жилого помещения документов, в частности сведений о реализации в последние пять лет однокомнатной квартиры, расположенной в г. ... , то есть предоставил недостоверные сведения при обращении с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, исключение ее из списков произведено правомерно с учетом положений, содержащихся в вышеуказанных Правилах.
Непосредственно факт предоставления недостоверных сведений при обращении в ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми о включении в состав участников программы для получения ГЖС, подтверждается материалами уголовного дела в отношении Погорельцевой З.В., в том числе вступившим в законную силу приговором суда от 21.10.2013.
Наряду с этим, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п. 1).
В силу пункта 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, в частности, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.
Как указывалось выше, на основании пп. "б" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Из смысла приведенных норм законодательства следует, что юридически значимым является факт включения поселка, в котором проживает истец, в перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты (сертификата).
На день рассмотрения дела в суде действует Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 N 2065-Р, согласно которому утвержден перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". В указанном перечне поселок ... отсутствует.
Данным распоряжением признаны утратившими силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 N 1291-Р и от 21.03.2006 N 397-Р, на основании которого ранее поселок ... относился к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы.
При таких обстоятельствах оснований для признания права Погорельцевой З.В. на получение государственного жилищного сертификата не имелось, в связи с чем решение суда об отказе в признании незаконным решения комиссии по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы ... об исключении из числа участников подпрограммы "Жилище "на 2011-2015 годы, следует признать законным и обоснованным.
То обстоятельство, что на момент постановки заявителя на учет, а именно 13.04.2012, поселок ... относился к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которого осуществлялось в рамках федеральной программы "Жилище " на 2011-2015 годы, не может служить основанием для признания решения жилищной комиссии ГУФСИН России по РК от ... незаконным, поскольку наличие совокупности предусмотренных нормативными актами условий для предоставления ГЖС должно иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и в период реализации права.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что суд надлежащим образом проверил обстоятельства дела и доводы сторон и дал им правовую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Погорельцевой З.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.