СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 27 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе Минархстроя РК на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 января 2014 года, по которому
на Минархстрой РК возложена обязанность в установленном порядке очередности выдать Федоровой Л.И. государственный жилищный сертификат на состав семьи из трех человек в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, исчислив размер субсидии без вычета стоимости жилых помещений, расположенных по адресам: "Адрес обезличен" ; "Адрес обезличен" , отчужденных до "Дата обезличена" года,
на
Администрацию МО ГО "Воркута" возложена обязанность выдать Федоровой Л.И. государственный жилищный сертификат после его поступления из Минархстроя РК .
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федорова Л.И. обратилась в суд с иском к Минархстрою РК и Администрации МО ГО "Воркута" о выдаче ей в порядке очередности государственного жилищного сертификата ( далее по тексту - ГЖС) на состав семьи из трех человек стоимостью, исчисленной без учета отчужденных ею и членами ее семьи жилых помещений по адресам: "Адрес обезличен" и "Адрес обезличен" , указав, что поскольку продажа приведенных объектов произошла до "Дата обезличена" года, то есть в период, когда действовавшее законодательство не предусматривало возможности такого зачета, их стоимость не может влиять на размер социальной выплаты.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц "Фамилия обезличена" , "Фамилия обезличена" и постановил приведенное решение.
Об отмене решения, как постановленного с неправильным применением норм материального права, просит Минархстрой РК. В своей жалобе Минархстрой РК указывает на то, что Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в действующей с 01.01.2012 года редакции не ограничивает период, за который должны быть учтены сделки по отчуждению принадлежащих гражданам-получателям субсидий и (или) членам их семьи жилых помещений. Выдача ГЖС в соответствии с федеральным законодательством, действовавшим до 01.01.2012 года, в настоящее время невозможна.
В суд апелляционной инстанции Федорова Л.И. и представитель АМО ГО "Воркута" не явились, извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель Минархстроя РК жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Согласно части 1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность решения суда в порядке ст.327.1 ГПК РФ по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены либо изменения постановленного решения суда.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, Федорова Л.И. была включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет "Дата обезличена" года, в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством - с "Дата обезличена" года.
Состав семьи Федоровой Л.И. составляет три человека: Федорова Л.И., супруг "Фамилия обезличена" и сын "Фамилия обезличена"
С момента постановки на учет на переселение из РКС Федоровыми была приобретена (договор от "Дата обезличена" года на имя Федоровой Л.И.) и отчуждена (договор купли-продажи от "Дата обезличена" года) квартира по адресу: "Адрес обезличен" ; приобретена (договор приватизации на имя Федоровой Л.И. и "Фамилия обезличена" от "Дата обезличена" года) и продана (договор от "Дата обезличена" года) квартира по адресу: "Адрес обезличен" ; приобретена (договор купли-продажи от "Дата обезличена" года на имя Федоровой Л.И.) и продана (по договору от "Дата обезличена" года) квартира по адресу: "Адрес обезличен" , приобретена (договор купли-продажи от "Дата обезличена" года на имя Федоровой Л.И.) и отчуждена (договор дарения от "Дата обезличена" года в пользу "Фамилия обезличена" ) квартира по адресу: "Адрес обезличен" , приобретена ( "Дата обезличена" года на имя "Фамилия обезличена" ) и продана ( "Дата обезличена" года) квартира по адресу: "Адрес обезличен" .
Федорова Л.И. и члены ее семьи "Фамилия обезличена" и "Фамилия обезличена" зарегистрированы в квартире по адресу: "Адрес обезличен" , принадлежащей "Фамилия обезличена" , постоянно проживающему в "Адрес обезличен" .
Проанализировав представленные с поданным "Фамилия обезличена" "Дата обезличена" года от своего имени, а также от имени Федоровой Л.И., "Фамилия обезличена" по доверенности (заверена нотариусом "Адрес обезличен" ) заявлением (рапортом) документы, Минархстрой РК пришел к выводу, что величина жилищной субсидии (социальной выплаты) на семью Федоровой Л.И. подлежит расчету как разница между величиной социальной выплаты, определенной исходя из состава семьи, выезжающей из г.Воркуты( 3 человека), социальной нормы площади жилья в размере "*" кв.м на семью из 3 человек, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие "Дата обезличена" года - "Сумма обезличена" руб., повышающего коэффициента к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по "Адрес обезличен" - 1,2, норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от общего стажа работы в РКС и приравненных к ним местностях (100%) и стоимостью отчужденных жилых помещений, расположенных по адресу: "Адрес обезличен" ( "Сумма обезличена" руб.), "Адрес обезличен" ( "Сумма обезличена" руб.), "Адрес обезличен" ( "Сумма обезличена" руб.), "Адрес обезличен" ( "Сумма обезличена" руб.), "Адрес обезличен" ( "Сумма обезличена" руб.). Исчисленная таким образом величина социальной выплаты (субсидии) на семью Федоровой Л.И. по расчету ответчика Минархстрой РК составила "Сумма обезличена" руб.
Федорова Л.И. выразила несогласие с таким расчетом в части уменьшения социальной выплаты на сумму отчужденных квартир по адресам: "Адрес обезличен" (договор купли-продажи от "Дата обезличена" года) и "Адрес обезличен" (договор купли-продажи от "Дата обезличена" года), что явилось поводом для судебного разбирательства.
Разрешая заявленный спор, суд исходил из того обстоятельства, что Федеральный закон от 17.07.2011 N 212-ФЗ, которым в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в том числе статью 6, были внесены изменения, вступил в силу с 01.01.2012 года, и не предусматривает распространение его действия на отношения, возникшие до 01.01.2012 года. Кроме того, суд учел, что на дату подачи Федоровой Л.И. заявления о включении ее в состав участников Подпрограммы ( "Дата обезличена" года) и принятия на себя обязательства выполнять условия участия в Подпрограмме, в том числе, в части безвозмездной передачи жилья, находящегося в ее собственности или в собственности членов семьи, в государственную или муниципальную собственность, спорные жилые помещения уже не находились в собственности истца и членов ее семьи. До "Дата обезличена" года на себя такого обязательства Федорова Л.И. и совершеннолетние члены ее семьи не брали.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по существу дела, учитывая следующее.
Требование о предоставлении такой выплаты, как жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на строительство или приобретение жилья и определяя условия его возникновения, вправе, как это следует из ст.37 ( часть 3), 40 и 71 ( пункты "в", "е" и "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и различные условия предоставления субсидий, в частности, порядок уменьшения размера жилищных субсидий в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам.
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153.
Порядок исчисления размера социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" целевой программы "Жилище" установлен положениями статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно абз.4 ст.6 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 г. в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Редакция приведенного законоположения, действовавшая до 01.01.2012 года, такого условия выдачи государственного жилищного сертификата гражданину - получателю субсидии не содержала. Вышеназванные изменения, согласно ст.2 Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2012 года.
Федорова Л.И. обратилась с заявлением о включении ее в состав участников Подпрограммы "Дата обезличена" года - в период действия редакции ст.6 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 г., предусматривавшей, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Поскольку решение об участии в Подпрограмме принимается добровольно, подача "Дата обезличена" года Федоровой Л.И. заявления о признании ее участником Подпрограммы свидетельствует о том, что она была согласна с установленными законом условиями такого участия, предусматривающими, в том числе, уменьшение суммы ожидаемой выплаты в случае продажи принадлежащего жилья на вырученную от продажи сумму.
Вместе с тем, учитывая, что сделки по отчуждению квартир, расположенных по адресам: "Адрес обезличен" (договор купли-продажи от "Дата обезличена" года) и "Адрес обезличен" (договор купли-продажи от "Дата обезличена" года) были совершены до выражения Федоровой Л.И. своего волеизъявления на участие в Подпрограмме и признания ее участником, то есть вне действия Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", оснований для уменьшения размера субсидии на сумму, полученную по соответствующим договорам, не имеется.
Решение подлежит оставлению без изменения, жалоба Минархстроя РК - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Минархстроя РК - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.