СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 03 апреля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Минархстроя РК на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 января 2014 года, по которому
исковые требования Дервиженко В.Ф. , Дервиженко М.В. к АМО ГО "Воркута", Минархстрою РК о признании права на предоставление социальной выплаты и получении государственного жилищного сертификата на состав семьи из пяти человек удовлетворены;
признано право Дервиженко М.В. на предоставление социальной выплаты в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на "Дата обезличена" год по Республике Коми в качестве члена семьи получателя жилищной субсидии Дервиженко В.Ф. ;
признано право Дервиженко В.Ф. на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из 5 человек: Дервиженко В.Ф. , Дервиженко М.В. , ФИО6 , ФИО6 , ФИО6 .
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми ФИО6 , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дервиженко В.Ф., Дервиженко М.В. обратились в суд с иском к АМО ГО , Минархстрою РК о признании права Дервиженко М.В. на получение государственного жилищного сертификата (далее по тексту - ГЖС) в составе семьи Дервиженко В.Ф. и о признании права Дервиженко В.Ф. на получение ГЖС на состав семьи из пяти человек, указав, что в связи с наличием у Дервиженко М.В. "*" доли в праве собственности на кв.26 "Адрес обезличен" Минархстрой РК отказало в оформлении и выдаче Дервиженко В.Ф. ГЖС на заявленный состав семьи, несмотря на то, что площадь принадлежащей Дервиженко М.В. "*" доли квартиры за пределами РКС составляет менее учетной нормы в "Адрес обезличен" .
Суд постановил приведенное решение, об отмене которого, как постановленного с нарушением положений ст.6 Федерального закона от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, просит Минархстрой РК, указывая, что в силу приведенных законоположений истцы не имеют право на получение социальной выплаты без решения вопроса об отчуждении в государственную или муниципальную собственность принадлежащей Дервиженко В.Ф. доли домовладения в "Адрес обезличен" , что не было учтено судом при рассмотрении спора.
В суде апелляционной инстанции представитель Минархстроя РК жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Дервиженко В.Ф. и М.В., ФИО6 , ФИО6 и АМО ГО "Воркута", извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились.
Ходатайств и заявлений от сторон до начала судебного заседания не поступило.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что Дервиженко В.Ф. включен в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилья в связи переселением из РКС, с датой постановки на учет "Дата обезличена" года по категории "инвалиды" и составом семьи в "Дата обезличена" . - 4 человека, в "Дата обезличена" - 5 человек, включая Дервиженко М.В., ФИО6 , ФИО6 ., ФИО6
По результатам рассмотрения поданного Дервиженко В.Ф. пакета документов для получения ГЖС выпуска "Дата обезличена" года Минархстрой РК отказало заявителю в выдаче ГЖС на состав семьи 5 человек без дачи обязательства о сдаче его супругой Дервиженко М.В. полученной в порядке наследования "*" доли в праве собственности на кв.26 "Адрес обезличен" .
Удовлетворяя заявленные Дервиженко В.Ф. и М.В. по делу требования, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности решения Минархстрой РК.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на законе и не противоречит представленным доказательствам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели. Таким образом, право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В частности, приобретение гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также из закрывающихся районов, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь стать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, исходя из приведенной нормы закона, приобретенное ранее соответствующее право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
До 01 января 2003 г. действовал Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Данным Федеральным законом и подзаконными нормативными актами, принятыми во исполнение данного закона, не предусматривалась возможность исключения граждан из числа лица, претендующих на получение жилищной субсидии, в связи с приобретением жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П, приобретенное гражданином право на получение жилищной субсидии не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, сохранение за гражданином права состоять в очереди на получение социальной выплаты в рамках действующего Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и принятого во исполнение этого закона Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возможно в том случае, если после приобретения жилья по любым основаниям, в том числе на собственные средства, гражданин остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Из дела следует, что на момент постановки в очередь на получение социальной выплаты жилье за пределами РФ у Дервиженко отсутствовало.
Состояние нуждаемости в улучшении жилищных условий в связи с получением Дервиженко М.В. "Дата обезличена" года по наследству "*" доли квартиры в "Адрес обезличен" у данной семьи не прекратилось, поскольку на нее приходится "**" кв.м неидеальной доли общей площади при установленной в данном населенном пункте норме равной "**" кв.м на одного человека.
Таким образом, оснований для вывода об утрате Дервиженко М.В. права на получение социальной субсидии в составе супруга Дервиженко В.Ф. - получателя ГЖС и уменьшения состава семьи Дервиженко В.Ф. при расчете размера причитающейся выплаты не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии данного истцами обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения в "Адрес обезличен" в государственную либо муниципальную собственность, как на препятствие в оформлении и выдаче Дервиженко В.Ф. ГЖС на состав семьи 5 человек, со ссылкой на ст.6 Федерального закона 25.10.2002года N125-ФЗ основаны на ошибочном толковании апеллянтом норм действующего законодательства.
По смыслу положений ст.6 Федерального закона 125-ФЗ содержащиеся в нем правовые нормы регулируют отношения, связанные с исполнением обязательства о сдаче претендентом на получение ГЖС жилья в районах РКС. Сложившиеся между сторонами спорные правоотношения не подпадают под регулирование данной нормы.
Вопрос об уменьшении размера социальной выплаты истцу на стоимость "*" доли в праве собственности на кв.26 "Адрес обезличен" , принадлежащей Дервиженко М.В., предметом спора по настоящему делу не являлся.
Учитывая, что с оценкой собранных доказательств и выводами по предмету спора судебная коллегия соглашается, а оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены или изменения решения по делу не установлено, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Минархстроя РК - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.