СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Юдина А.В.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 14 апреля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Минархстроя РК на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2014 года, по которому
иск Михалевой Н.И. в интересах "Фамилия обезличена" к АМО ГО "Воркута", Минархстрою РК о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата на состав семьи 2 человека с датой постановки на учет 27.05.1997г. удовлетворен,
признано незаконным решение Минархстроя РК от "Дата обезличена" . об отказе в выдаче "Фамилия обезличена" государственного жилищного сертификата,
признано за "Фамилия обезличена" право на получение жилищной субсидии за счет федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет "Дата обезличена" года,
на Минархстрой РК возложена обязанность выдать "Фамилия обезличена" , "Дата обезличена" года рождения, уроженке "Адрес обезличен" , государственный жилищный сертификат на состав семьи 2 человека за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет "Дата обезличена" года,
на администрацию МО ГО "Воркута" возложена обязанность выдать "Фамилия обезличена" государственный жилищный сертификат после его поступления из Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михалева Н.И., действуя от имени и в интересах "Фамилия обезличена" , обратилась в суд с иском к ФИО16 и АМО ГО "Воркута" о признании решения от "Дата обезличена" года об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата ( далее по тексту - ГЖС) выпуска "Дата обезличена" года на переселение из города Воркуты и возложении обязанности выдать такой сертификат на состав семьи 2 человека, указав, что истец относится к категории граждан "инвалид с детства", была признана участником Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы с датой постановки на учет "Дата обезличена" года, однако Минархстрой РК незаконно отказал ей в оформлении и выдаче ГЖС выпуска "Дата обезличена" года, указав на отсутствие требуемого стажа на дату постановки на учет.
Суд постановил приведенное решение, об отмене которого, как постановленного с нарушением норм материального права, просит Минархстрой РК.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Согласно части 1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Оценив доводы жалобы по правилам части 1 ст.327.1 ГПК РФ применительно к обстоятельствам дела и положениями законодательства, регулирующего переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета, судебная коллегия приходит к следующему.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам РФ, выезжающим из РКС и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 года, регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 года N 125-ФЗ. Данным законом установлено, что право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений имеют инвалиды с детства, родившиеся в РКС и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись РКС и приравненные к ним местности) и прожившие в РКС и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что "Фамилия обезличена" родилась "Дата обезличена" года в "Адрес обезличен" . "Дата обезличена" года ей была установлена бессрочно инвалидность с детства.
На основании заявления "Степень родства обезличена" - Михалевой Н.И. - решением комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута", утвержденного постановлением главы МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" . N "Номер обезличен" , очередь Михалевой Н.И. на получения жилья за пределами г.Воркуты, состоявшей в списках по категории "инвалиды" с датой постановки на учет "Дата обезличена" года и составом семьи 2 человека (Михалева Н.И. и "Фамилия обезличена" ), была переведена на "Фамилия обезличена" с первоначальной даты.
При формировании общереспубликанских списков граждан - участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на "Дата обезличена" год "Фамилия обезличена" была включена в них по категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с датой постановки на учет "Дата обезличена" года и составом семьи 2 человека ( "Фамилия обезличена" и Михалева Н.И.).
По результатам рассмотрения поданного администрацией МО ГО "Воркута" на "Фамилия обезличена" пакета документов Минархстрой РК вынес решение об отказе в оформлении и выдачей истцу ГЖС выпуска "Дата обезличена" года, указав на недостаточность предусмотренного законом времени ее пребывания в РКС по состоянию на "Дата обезличена" года, исчислив его следующим образом: 2 года 3 месяца 22 дня х 0,5 = 1 год 5 мес.11 дней.
Письмом от "Дата обезличена" года Минархстрой РК сообщил "Фамилия обезличена" о принятом решении. Несогласие с указанным решением явилось поводом для обращения Михалевой Н.И. в интересах "Фамилия обезличена" в суд.
В результате разбирательства спора суд, учитывая, что предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет (если право определялось до 01.01.2003 года - 10 лет), пришел к правильному выводу о наличии у "Фамилия обезличена" права на получение жилищной субсидии в связи с выездом из РКС, что подтверждается достижением ею возраста 15 лет ( "Дата обезличена" года). Доводы апелляционной жалобы об обратном не основаны на законе и обстоятельствах дела.
Вместе с тем, правильно разрешив вопрос о наличии у истца права на получение ГЖС для переселения из РКС, суд пришел к ошибочным выводам относительно правильности установления даты постановки "Фамилия обезличена" на учет в списках на переселение и, следовательно, определения ее очередности в получении социальной выплаты, с которыми судебная коллегия согласиться не может.
В силу статьи 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
На 27.05.1997 года действовали Федеральный закон от 17.08.1996 N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" и Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", которые предусматривали право на получение жилищной субсидии для лиц, выезжающих из РКС и приравненных к ним местностей, имеющих стаж работы в РКС и приравненных к ним местностей не менее 10 лет.
Согласно ст.1 Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с 01.08.1998 года - минимальные требования к соответствующему стажу (времени проживания для инвалидов с детства) были установлены продолжительностью 15 лет ( за исключением граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет).
По состоянию на 01.08.1998 года "Фамилия обезличена" 10-летнего возраста не достигла, соответственно права претендовать на получение субсидии по нормам ранее действующего законодательства у нее не возникло.
Вступивший с 01.01.2003 года в законную силу Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в ст.1 прямо установил требования к времени проживания инвалидов с детства, родившихся в РКС и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись РКС и приравненные к ним местности) - не менее пятнадцати календарных лет.
Учитывая, что "Фамилия обезличена" достигла 15-летнего возраста "Дата обезличена" года, проживая в РКС и являясь инвалидом с детства, судебная коллегия полагает возможным признать за истцом право на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет "Дата обезличена" года, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государства в нарушение статьи 7 Конституции Российской Федерации от своих обязательств, возникших в данных конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и действий представителей власти по постановке истицы на учет.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости исчисления времени пребывания "Фамилия обезличена" в РКС с коэффициентом 0,5 являются несостоятельными, поскольку ни Федеральный закон от 17 августа 1996 года N 116-ФЗ, ни постановление Правительства РФ от 03 августа 1996 года N 937 не определяли инвалидов с детства как самостоятельную категорию граждан-получателей жилищных субсидий и не предусматривали механизм подсчета времени их проживания в РКС для решения вопроса о праве на получение субсидии. Вместе с тем действующее на момент рассмотрения спора законодательство - Федеральный закон 125-ФЗ - каких-либо ограничений при подсчете времени пребывания инвалидов с детства в РКС с целью определения их субъективного права на получение ГЖС не содержит.
С учетом изложенного доводы апелляционных жалоб об отсутствии у "Фамилия обезличена" права на получение жилищной субсидии подлежат отклонению, решение суда в части признания за истцом права на получение государственного жилищного сертификата для переселения из РКС - уточнению в части указания даты постановки на учет, а в остальной части - отмене с вынесением нового об отказе в иске.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 февраля 2014 года в части признания за "Фамилия обезличена" права на получение жилищной субсидии за счет федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера уточнить, изложив его в следующей редакции:
"признать за "Фамилия обезличена" право на получение жилищной субсидии за счет федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет "Дата обезличена" года".
В остальной части решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2014 года отменить, вынести по делу новое решение, по которому в удовлетворении исковых требований Михалевой Н.И. в интересах "Фамилия обезличена" к АМО ГО "Воркута", Минархстрою РК о признании незаконным решения Минархстроя РК от "Дата обезличена" . об отказе в выдаче "Фамилия обезличена" государственного жилищного сертификата выпуска "Дата обезличена" года, возложении на Минархстрой РК и администрацию МО ГО "Воркута" обязанности выдать "Фамилия обезличена" , "Дата обезличена" года рождения, уроженке "Адрес обезличен" , государственный жилищный сертификат выпуска "Дата обезличена" года на состав семьи 2 человека за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет "Дата обезличена" года отказать.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.