СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Машкиной И.М., Орловой И.А.,
при секретаре Филичевой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании 05 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе Ф. на решение Интинского городского суда Республики Коми от 04 марта 2014 года, по которому отказано Ф. в иске к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми о назначении трудовой пенсии по старости с 01.11.2012 с уменьшением возраста, взыскании недополученной пенсии с "Дата обезличена" с учетом индексации.
Заслушав доклад судьи Орловой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филиповский В.В. обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Инте РК о назначении трудовой пенсии по старости с 01.11.2012, взыскании недополученной пенсии с учетом индексации. В обоснование заявленных требований указал, что 05.12.2011 обратился к ответчику за установлением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2, пп.6 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ. В назначении досрочной пенсии ответчиком отказано в связи с отсутствием специального стажа 12 лет 06 месяцев, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости мужчинам, достигшим возраста 50 лет. С отказом истец не согласен, поскольку решением Интинского городского суда РК от 22.05.2013 установлено, что на 05.12.2011 его специальный стаж, предусмотренный пп.2, пп.6 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ составлял 10 лет 11 месяцев 28 дней. Соответственно, на 05.12.2011 истцу не хватало специального стажа 01 год 06 месяцев 02 дня. Истец считает, что поскольку он проработал не менее половины установленного срока в тяжелых условиях труда (Список N2), имеет требуемую продолжительность страхового стажа, то трудовая пенсия должна быть назначена с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, т.е. с 01.11.2012. Полагает, что нарушено его право на социальное обеспечение в виде получения трудовой пенсии.
Истец в судебном заседании не участвовал, его представитель требования поддержал.
Представитель ГУ-УПФР в г. Инте в судебное заседание не явился.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и на допущенные нарушения норм материального права.
На рассмотрение и разрешение апелляционной жалобы стороны не явились, несмотря на извещение о времени и месте апелляционного рассмотрения, при этом об отложении дела не просили, об уважительности причин неявки не сообщили.
В этой связи суд апелляционной инстанции постановил о рассмотрении жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.12.2011 истец обратился в УПФР в г. Инте РК за установлением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2, пп.5 и пп.6 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ. Решением от 06.03.2012 УПФР в г. Инте Республики Коми отказало Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии с 05.12.2011.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Ф. , суд первой инстанции, исходил из отсутствия у истца на 01.11.2012 требуемого стажа на соответствующих видах работ для назначения трудовой пенсии в соответствии подпунктами 2,6 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ и отсутствия оснований для назначения пенсии с уменьшением возраста.
Данные выводы судебная коллегия находит законными и обоснованными в силу следующего.
Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с абз.1 пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно абз.2 данного подпункта в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с пп. 6 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пунктом 2 ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше норм права, право истца на пенсионное обеспечение в соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ возможно по достижении им 50 лет при условии стажа на соответствующих видах работ 12 лет 06 месяцев.
Как следует из решения УПФР в г. Инте Республики Коми от 06.03.2012, на день обращения за назначением пенсии у Ф. имелся страховой стаж - 29 лет 8 месяца 15 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера, - 27 лет 5 месяцев 5 дней и льготный стаж: по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ-3 года 8 месяцев 7 дней; по пп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ-4 года 5 месяцев 3 дня.
Решением Интинского суда от 22.05.2013 Ф. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2,6 п.1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ 05.12.2011. Данным решением, вступившим в законную силу, с учетом определения об исправлении арифметических ошибок от 23.12.2013, стаж истца на соответствующих видах работ по пп. 6 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с учетом включения в стаж по Списку N2 периода службы в Советской Армии исчислен в размере 11 лет 01 месяц 14 дней (08 мес. 4 дня +4 года 8 мес. 29 дней+2 года 04 дня + 3 года 08 мес. 07 дней).
Довод жалобы о том, что решением Интинского суда от 22.05.2013 истцу учтен стаж по Списку N2 в размере 04 лет 08 месяцев 29 дней и с учетом периода службы в Советской Армии стаж работы по Списку N2 составит 06 лет 09 месяцев 03 дня, что дает истцу право для назначения пенсии с уменьшением возраста в соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку исходя из буквального толкования пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ следует, что назначение трудовой пенсии по старости мужчинам допустимо с уменьшением возраста от 55 лет. По состоянию на 01.11.2012 истец достиг ... года.
Ссылка в жалобе на то, что истец не обязан повторно обращаться с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости с 01.11.2012, не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
В силу ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.01.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов.
Таким образом, назначение трудовой пенсии по старости носит заявительный характер и связывается законодателем с датой обращения за ее назначением путем подачи соответствующего заявления и необходимых документов.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РРФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 04 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.