СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г., Архаровой Л.В.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.
с участием прокурора Коровенко А.В.
рассмотрела в открытом в судебном заседании 19 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе Администрации МО ГО ... " на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 марта 2014 года, по которому
удовлетворено заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора.
Обязана Администрация МО ГО " ... " в срок до "Дата обезличена" г. разработать проект зон санитарной охраны скважины N ... , расположенной в "Адрес обезличен" (географические координаты N ... ), в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 и после подготовки санитарно-эпидемиологического заключения на него направить проект для утверждения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ...
Обязано МУП МО ГО " ... " " ... " в срок до "Дата обезличена" г. оборудовать дорожки к скважине N ... , расположенной в ... (географические координаты N ... ?), твердым покрытием в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил.
Обязано МУП МО ГО " ... " " ... " в срок до "Дата обезличена" г. спланировать территорию первого пояса зоны скважины N ... , расположенной в ... (географические координаты N ... ), а именно устранить понижения рельефа; устранить следы от проезда автомобильной техники; убрать скопившийся мусор.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., мнение прокурора ... , полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд /с учетом уточнения/ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО " ... " и МУП МО ГО " ... " " ... " с требованиями:
- обязать Администрацию МО ГО " ... " в срок до "Дата обезличена" г. разработать проект зон санитарной охраны скважины N ... , расположенной в "Адрес обезличен" (географические координаты N ... ), в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 и после подготовки санитарно-эпидемиологического заключения на него направить проект для утверждения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми;
- обязать МУП МО ГО " ... " " ... " в срок до "Дата обезличена" г. оборудовать дорожки к скважине N ... твердым покрытием в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил;
- обязать МУП МО ГО " ... " ... " в срок до "Дата обезличена" г. спланировать территорию первого пояса зоны скважины N ... , а именно устранить понижения рельефа; устранить следы от проезда автомобильной техники; убрать скопившийся мусор.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки было установлено несоблюдение ответчиками санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации водозаборной скважины.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО " ... ".
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении требований.
Представители ответчиков Администрации МО ГО " ... " / ... и МУП МО ГО ... " " ... " / ... / с иском не согласились, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения требований.
Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по ... и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО " ... " в судебное заседание не явились.
Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц и постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрации МО ГО " ... " поставлен вопрос об отмене решения в части возложения на администрацию МО ГО " ... " обязанности по разработке проекта зон санитарной охраны скважины N 537Б-Э в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 и его направлении в срок до "Дата обезличена" для утверждения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В обоснование доводов жалобы указано, что в соответствии с нормами ст. 210, ч. 3 ст. 215 и ч. 3 ст. 294 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", и согласно положениям п.п. 4.1, 9.1 договора N 40/11 о закреплении муниципального имущества за МУП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомуслуга" на праве хозяйственного ведения от 01.09.2011, не администрация, а МУП МО ГО " ... " должно провести соответствующие санитарные мероприятия, а именно: разработать проект зон санитарной охраны скважины N ... , получить на него заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, несмотря на то, что в названном договоре эти обязанности предприятием прямо не оговорены.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции надлежащим образом о времени и места рассмотрения апелляционной жалобы, однако ответчики и третьи лица участия в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки апелляционной инстанции не сообщили.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Участвующий в суде апелляционной инстанции прокурор ... с доводами жалобы не согласился, просил решение оставить без изменения.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Указанный Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий /ст.1 Закона/.
Статьей 3 Закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. (ст.34 Закона).
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статьей 43 Водного кодекса РФ предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. N10 введены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Настоящие Правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц /п.п.1.2, 1.3/.
Согласно п.1.5 Правил, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды /п.1.5 Правил/.
В силу п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке /п.1.13 Правил/.
На основании п.1.15 Правил санитарные мероприятия должны выполняться: в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В силу положений пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.2 Правил, территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Согласно ст.18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 03.04.2012 г. N120 "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми", Министерство предоставляет государственные услуги, в том числе утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории ... при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Администрации МО ГО " ... " на праве собственности принадлежит разведочно-эксплуатационная скважина N ... (назначение: нежилое, городского коммунального хозяйства, водоснабжения и водоотведения), расположенная в "Адрес обезличен" (географические координаты N ... ).
На основании договора N ... от "Дата обезличена" г. скважина закреплена на праве хозяйственного ведения за МУП МО ГО " ... ".
"Дата обезличена" года МУП МО ГО " ... " " ... " выдана лицензия ... на добычу питьевых подземных вод Краснозатонского месторождения для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов коммунального хозяйства ... сроком действия до "Дата обезличена" г.
Пунктом 3.2.4 Приложения 1 к выданной МУП МО ГО " ... " лицензии, владелец лицензии обязан в течение года со дня государственной регистрации лицензии обустроить и содержать зоны санитарной охраны строгого режима вокруг каждой скважины в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" и проектами зон санитарной охраны, согласованным и утвержденным в установленном порядке. Зона санитарной охраны строгого режима устанавливается для каждой скважины радиусом 50 м от ее устья.
В ходе проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации на территории МО ГО " ... " источников подземного водоснабжения выявлено, что по скважине N ... , год бурения 1971, глубина 45,5 м - ограждение первого пояса установлено на нормативном расстоянии - 50 м и представлено выполненным из дерева забором с пропущенной по верху колючей проволокой, въезд на территорию закрыт. Ограждение общее для трех скважин (611, 612 и 2096). Над скважиной обустроен павильон. Устье скважины герметично, затрубное пространство зацементировано. Скважина оборудована манометром, краном для отбора проб воды. На территории данных скважин отмечены многочисленные участки не спланированной территории, способствующие скоплению поверхностного стока (понижения рельефа, следы от проезда автомобильной техники). Дорожки к сооружениям (скважина) не имеют твердого покрытия. Рядом с павильоном присутствует неубранный мусор.
Также установлено, что проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения ... не имеют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не установлены органами исполнительной власти (не утверждены в установленном порядке).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеприведенными положениями закона. Установив изложенные выше обстоятельства дела, принимая во внимание, что выявленные нарушения в организации и содержании скважины могут привести к угрозе ухудшения состояния экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории МО ГО " ... ", суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны скважины лежит на собственнике - Администрации МО ГО " ... ", а обязанность по обустройству и содержанию зоны санитарной охраны - на МУП МО ГО " ... ".
Наличие выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации на территории МО ГО " ... " источников водоснабжения представителем администрации МО ГО " ... " в апелляционной жалобе не оспаривается.
Приведенные представителем администрации МО ГО " ... " в жалобе доводы о том, что санитарные мероприятия по разработке проекта зон санитарной охраны скважины N ... и получению на него соответствующего заключения должно провести МУП МО ГО " ... " судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п.3 ст.215 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом.
В силу пунктов 3,4 ч.1 ст.16 Федеральный закон от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от "Дата обезличена" N ... и лицензионным соглашением не предусмотрена обязанность МУП МО ГО " ... " по разработке проекта ЗСО и получение соответствующего заключения. Указанные мероприятия должны предшествовать передаче скважин предприятиям для осуществления их безопасной эксплуатации и содержания, вместе с тем, в рассматриваемом случае такие действия собственником не были осуществлены, в связи с чем обязанность по их выполнению обоснованно возложена судом на Администрации МО ГО " ... ".
Каких-либо иных доводов, опровергающих правильность выводов суда, содержащихся в решении, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 марта 2014 года оставить без изменения, жалобу Администрации МО ГО " ... "-без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.