Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретарях Парневовой Н.В., Нидворягиной Т.М., Федоровой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, по жалобе Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на решение судьи
Чебаркульского городского суда Челябинской области от 1 1 февраля 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД РФ "Чебаркульский" Челябинской области С.А.В. от 28 ноября 2013 года, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) подвергнуто административному наказанию в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 11 февраля 2014 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области без удовлетворения.
В жалобе Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, поданной в Челябинский областной суд, поставлен вопрос об отмене постановления должностного лица и судебного решения ввиду их незаконности и необоснованности. В обосновании доводов жалобы указывается, что Министерством с ЗАО "Южуралавтобан" заключен контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области (северная зона) N 2012.184032/217-д, который включает в себя в том числе автомобильную дорогу Чебаркуль - Уйское - Сурменевский - Магнитогорск. Ссылается на то, что ямочность на данном участке дороге была устранена в нормативные сроки, установленные ГОСТ Р 50597-93. Полагает, что материалы дела не содержат доказательств позволяющих установить вину Министерства.
Изучив материалы дела об административном правонарушении,
2
выслушав представителя Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области - Комлева А.В. прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, старшим государственным
инспектором ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России "Чебаркульский" 07 ноября 2013 года на участке автодороги Чебаркуль -Уйское - Сурменевский - Магнитогорск 17 км. 200 м. выявлены недостатки в содержании дорог. В нарушение гл.З п. 3.1.2 ГОСТ -Р-50597-93 на указанном участке дорог имеются выбоины по свои размерам глубиной 10см. длиной 1 м 80 см и шириной 90 см., в связи с чем, составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д. 122 обратная сторона).
Для устранения указанных нарушений Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области было выдано предписание, которым установлен срок устранения выявленных нарушений до 17 ноября 2013 года (л.д. 123). Установленные нарушения покрытия проезжей части дороги к установленному сроку были устранены, о чем инспектором ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России "Чебаркульский" Челябинской области 18 ноября 2013 года составлен рапорт (л.д. 137).
07 ноября 2013 года старшим государственным инспектором дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России "Чебаркульский" Челябинской области в отношении юридического лица - Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 125).
28 ноября 2013 года начальником ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России "Чебаркульский" Челябинской области вынесено постановление о привлечении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В силу статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае,
3
если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, выступает безопасность дорожного движения, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" раскрыты основные термины данного Закона, в частности указано, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу п. 3 ст. 6 указанного Закона осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 указанного Закона заереплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года " 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим
4
Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Таким образом, лицами, ответственными за содержание, ремонт, обеспечение безопасности движения на дорогах, являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также иные лица, на которых возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог.
В силу п.п. 1 ,7 Постановления Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области" Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим разработку и реализацию единой государственной политики Челябинской области в следующих подведомственных отраслях: строительство, архитектура, градостроительство, промышленность строительных материалов, коммунальная энергетика, газовое хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство.
Из содержания вышеуказанного Положения следует, что функциями Министерства является в числе прочего: участие в организации и проведении конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в подведомственных отраслях, осуществление функций главного распорядителя и получателя бюджетных средств, переданных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, а так же осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Как следует из материалов дела, в целях реализации возложенных на него функций Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области 28 декабря 2012 года заключило с ЗАО "Южуралавтобан" государственный контракт N 2012.184032/217-д на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области (северная зона). В соответствии с указанным контрактом, ЗАО "Южуралавтобан" приняло на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области (северная зона) в
If.
5
соответствии с техническим заданием (приложение 1).
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области (северная зона) закреплен в приложении 2 к контракту.
В соответствии с п. 4.3.2. указанного контракта Подрядчик обеспечивает качественное и в полном объеме выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с ГОСТ -Р-50597-93, сохранность обслуживаемых автомобильных дорог общего пользования.
Кроме того, в соответствии с п. 4.3.5 контракта ЗАО "Южуралавтобан" совместно с работниками ГИБДД участвует в комиссиях по выяснению причин дорожно-транспортных происшествий, имеющих сопутствующую или прямую вину дороги.
Как следует из п. 1 технического задания на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области (северная зона) в 2013 году подрядчик обязуется в период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года осуществить комплекс работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и обеспечить их качественное содержание в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
В ведомость работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Челябинской области (северная зона) на 2013 год (приложение 4) включен в том числе ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий укрываемой асфальтобетонной смесью с разломкой старого покрытия.
Как следует из Приложения 2 к государственному контракту N 2012.184032/217-д ГОС рассматриваемый участок дороги 74 ОП РЗ 74К-006 Чебаркуль - Уйское - Сурменевский - Магнитогорск, протяженностью 42 км входит в указанный перечень.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в рассматриваемой ситуации Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных
6
требований, за нарушение которых ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Этому обстоятельству, а также тому факту, что Министерством осуществлялся контроль за выполнением со стороны ЗАО "Южуралавтобан" условий контракта, что подтверждается актами о приемке выполненных работ должностным лицом вынесшим постановление и судьей первой инстанции оценка дана не была.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах Постановление начальника ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД РФ "Чебаркульский" Челябинской области С.А.В. от 28 ноября 2013 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 11 февраля 2014 года вынесенные в отношении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области удовлетворить.
Постановление начальника ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД РФ "Чебаркульский" Челябинской области С.А.В. от 28 ноября 2013 года, решение судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 11 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области - отменить.
Производство по делу в отношении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области прекратить. ,
Судья
Е.Н. Майорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.