Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Онориной Н.Е.,
судей Савельевой Л.В., Марченко А.А.,
при секретаре Кажокиной Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 мая 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Антоненко Н. на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 04 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Онориной Н.Е. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения Антоненко Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антоненко Н. обратилась в суд с иском к администрации Карталинского муниципального района Челябинской области , Управлению социальной защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской области об установлении факта проживания в д. ***, признании пострадавшей от чрезвычайной ситуации в летний период 2013 года в результате прохождения на территории Челябинской области ливневых дождей и признании за ней права на получение всех финансовой помощи для пострадавших от чрезвычайной ситуации, ссылаясь на то, что поскольку дом N *** принадлежит ей на праве собственности в 1\2 доле, пострадал от ливневых дождей в период с 07 августа 2013 года по 15 августа 2013 года, то она независимо от факта регистрации по указанному адресу имеет право на все виды финансовой помощи, как собственник дома, пострадавшего от чрезвычайной ситуации. Однако ответчики отказали ей во включение в список граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации из-за отсутствия регистрации по указанному адресу.
В суде первой инстанции истец Антоненко Н. исковые требования подержала в полном объеме.
Представитель Антоненко Н. по ордеру адвокат Старченко О.И. поддержал доводы доверителя в полном объеме.
2
Представитель ответчика администрации Карталинского муниципального района Челябинской области по доверенности Калюжная И.А. в суде первой инстанции исковые требования не признала, ссылаясь на то, что поскольку Антоненко Н. не была зарегистрирована и не проживала в д. ***, то она не может быть признана пострадавшей от чрезвычайной ситуации.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Карталинского муниципального района по доверенности Пономарева А.А. в суде первой инстанции исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Министерства социальных отношений Челябинской области в суд первой инстанции не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что правовых оснований для удовлетворения иска нет, так как истица не была зарегистрирована и не проживала в доме, пострадавшем от чрезвычайной ситуации.
Представитель третьего лица Министерства финансов Челябинской области в суд первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Суд первой инстанции вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Антоненко Н. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что не согласна с оценкой судом свидетельских показаний Т.Г.В.., Б.О.П.., Ш.М.И.., М.С.В.., которые подтвердили, что она постоянно проживала в д. ***. Полагает, что суд первой инстанции не обоснованно принял во внимание показания свидетеля Ч.О.Ф.., который пояснил, что рапорт по факту её проживания по указанному адресу составил по просьбе её дочери, так как данный свидетель составил два рапорта и неоднократно менял свои показания. Считает, что наличие у неё другого жилья на праве собственности не влияет на её право быть признанной пострадавшей от чрезвычайной ситуации в связи с затоплением принадлежащего ей на праве собственности дома N ***.
В отзывах на апелляционную жалобу представители администрации Карталинского муниципального района Челябинской области и Управления социальной защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской области указали, что в соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства
3
Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Чуприяновым А.П. 02.11.2012 года N2-4-60-12-22, помощь оказывается только гражданам, постоянно проживающим и
зарегистрированным в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации. Поскольку Антоненко Н. в д. *** не проживала и не была зарегистрирована, то она право на все виды материальной и финансовой помощи не имеет. Кроме того, по указанному адресу получили единовременную материальную помощь по *** рублей и финансовую помощь в размере по *** рублей зарегистрированные в доме и постоянно проживающие граждане: Б.Р.В.., Ш.М.И.., Б.З.Б ... Также А.Х.С ... и Б.А.Б.., признанные решением Карталинского городского суда Челябинской области от 30.01.2014 года постоянно проживающими по указанному адресу, получили единовременную денежную выплату на предметы первой необходимости в размере *** рублей.
Представители администрации Карталинского муниципального района Челябинской области, Управления социальной защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской, Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом, но неявившихся лиц.
Заслушав Антоненко Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Антоненко Н. в признании пострадавшей от чрезвычайной ситуации в летний период 2013 года в результате прохождения на территории Челябинской области паводковых вод, подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением администрации Карталинского муниципального района Челябинской области N 600 от 07.08.2013 года "О признании ситуации связанной с ухудшением погодных условий, а также подтоплением ряда частных домов на территории г. Карталы и Карталинского муниципального района чрезвычайной муниципального характера" введен с 19 часов 07 августа 2013
4
года режим чрезвычайной ситуации муниципального характера.
Распоряжением администрации Карталинского муниципального района Челябинской области N626-р от 23.08.2013 года утверждены зоны затопления (подтопления) на территории Карталинского муниципального района Челябинской области во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, связанной с прохождением паводковых вод с 07.08.2013 года по 15.08.2013 года, в том числе и улица *** (л.д.23-29). Актом обследования жилого дома N ***от 18.11.2013 года межведомственной комиссией установлено, что техническое состояние здания жилого дома оценивается как ограниченно-работоспособное, необходим капитальный ремонт ( л.д.93).
Антоненко Н. и её племянник Ш.М.И. являются собственниками жилого дома N *** общей площадью ***кв.м. и земельного участка по этому же адресу в равных долях (л.д.96,97).
В жилом доме по указанному адресу были зарегистрированы на
07.08.2013 года Ш.М.И ... со сводным братом Б.Р.В ... и Б.З.Б. (л.д. 100). Решением Карталинского городского суда Челябинской области от 30 января 2014 года, вступившим в законную силу
01.03.2014 года, А.Х.С ... и Б.А.Б ... признаны проживающими и пострадавшими во время чрезвычайной ситуации с 07.08.2013 года по 15.08.2013 года по адресу: *** ( л.д. 160-165,102-107).
Свидетели Б.О.П. Т.Г.В.., Ш.М.И.., М.С.В ... суду пояснили, что Антоненко Н. на момент затопления дома проживала в нем.
Свидетель Ч.О.Ф.., работающий участковым
уполномоченным МО МВД "Карталинский", пояснил, что знает Антоненко Н. с 2001 года, она проживает с мужем по адресу: ***. В доме N ***проживала сестра Антоненко Н., а после её смерти А.Х.С ... и Б.А.Б ... По просьбе дочери Антоненко Н. он первоначально составил рапорт о том, что Антоненко Н. проживала в д. *** на момент затопления, однако потом составил другой рапорт, где указал, что Антоненко Н. в данном доме не проживала (л.д.6,168).
С заявлениями на имя Главы Карталинского муниципального района Челябинской области об оказании материальной и финансовой помощи в
5
связи с затоплением д. *** обратились Антоненко Н., Ш.М.И.., Б.Р.В.., А.Х.С., Б.А.Б ... и Б.З.Б. Единовременная материальная помощь в размере *** рублей на человека на ремонт поврежденного жилого имущества и финансовая помощь в размере по *** рублей на человека в связи с частичной утратой имущества, а также единовременная помощь на предметы первой необходимости в размере по ***рублей на человека была предоставлена Ш.М.И.., Б.Р.В.., Б.З.Б ... А.Х.С ... и Б.А.Б ... на основании решения суда получили единовременную денежную выплату на предметы первой необходимости в размере *** рублей (л.д.51-66,191). Антоненко Н. было отказано в предоставлении единовременной материальной и финансовой помощи, так как она не зарегистрирована и не проживала постоянно в жилом доме ***( л.д.76).
Антоненко Н. на 07.08.2013 года была зарегистрирована в принадлежащей ей на праве собственности кв. *** площадью ***. в д. ***( л.д.8,98).
Оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Антоненко Н. на период затопления с 07.08.2013 года по 15.08.2013 года в жилом доме N *** не проживала, в связи с чем, отсутствуют основания для признания Антоненко Н. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и признании за ней права на все виды материальной помощи.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, всесторонне и объективно оценив представленные по делу доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Антоненко Н. в период с 07.08.2013 года по 15.08.2013 года в д. ***не проживала.
Не являются основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка показаний свидетелей Б.О.П.., Т.Г.В.., Ш.М.И.., М.С.В.., которые пояснили суду, что Антоненко Н. проживала по указанному адресу постоянно, так как свидетель Б.О.П ... с 2011 года в *** не проживает, свидетель Т.Г.В ... не смогла пояснить ночует или нет Антоненко Н. в данном доме, свидетель М.С.В ... в доме по данному адресу никогда не был, а свидетель Ш.М.И ... является родственником истицы, сособственником вышеуказанного дома и заинтересован в удовлетворении исковых
6
требований истицы. Показания данных свидетелей опровергаются показаниями участкового уполномоченного Ч.О.Ф.., решением Карталинского городского суда Челябинской области от 30.01.2014 года в отношении А.Х.С ... и Б.А.Б..
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании Антоненко Н., как собственника 1\2 доли в праве собственности на жилой дом ***, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий с изменениями от 20 июня 2013 года.
Согласно пунктам 2, 6, 7 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам,
7
которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций, а также сведения о наличии решения о признании потерпевшими в результате террористического акта физических и юридических лиц и (или) при нанесении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и (либо) сведения о наличии решения о проведении мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260.
В соответствии с подпунктами г, д пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое
8
обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс.рублей на семью), а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно пункту 9.1 Методических рекомендаций единовременная материальная помощь, предусмотренная подпунктом "г" пункта 9 Правил, имеет целевое назначение и выплачивается гражданам, зарегистрированными на занимаемой площади, на восстановление поврежденного частного жилого помещения.
При этом, конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом "д" пункта 9 Правил, регулируется п. 9.2 Методических рекомендаций. В случае частичной утраты имущества размер финансовой помощи на человека, зарегистрированного на занимаемой площади, составляет *** рублей.
Поскольку судом первой инстанции бесспорно установлено, что Антоненко Н. является собственником 1\2 доли в праве собственности на жилой N ***, который пострадал от затопления в результате чрезвычайной ситуации, а Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации не содержат в качестве условия предоставления материальной и финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, регистрацию по месту жительства в жилом помещении, то судебная коллегия полагает, что Антоненко Н. следует признать пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации от затопления принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, в связи с чем, решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением решения об удовлетворении исковых требований в этой части.
9
Кроме того, судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные 02 ноября 2010 года, не опубликованы, следовательно, не являются обязательными к применению.
Поскольку действующим законодательством предусмотрено несколько видов материальной помощи, в том числе в зависимости от степени утраты имущества, вопрос о предоставлении Антоненко Н. конкретных видов материальной помощи не рассматривался органом местного самоуправления в связи с отказом в признании её пострадавшей от затопления, то судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о признании за истицей права на все виды материальной помощи, предусмотренной действующим законодательством. Также судебная коллегия учитывает объяснения Антоненко Н. в судебном заседании апелляционной инстанции о том, что список поврежденного в жилом доме имущества был указан Ш.М.И. при обращении с заявлением о предоставлении материальной и финансовой помощи, данная финансовая помощь была выплачена Ш.М.И.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 04 марта 2014 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Антоненко Н. в признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводковых вод в период с 07 августа 2013 года по 15 августа 2013 года, отменить, вынести в этой части новое решение, которым
Признать Антоненко Н., как собственника 1\2 доли в праве собственности на жилой дом N ***, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводковых вод в период с 07 августа 2013 года по 15 августа 2013 года.
10
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Антоненко Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: QfyM
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.