Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Скрябиной С.В., Шушкевич О.В.
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 28 февраля 2014 года по иску Семисыновой Э.М. к Управлению по делам молодежи Администрации г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о возложении обязанности выдать молодой семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца Просвирина А.Г., представителя ответчика Управления по делам молодежи Бодровой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семисынова Э.М., также действующая в интересах несовершеннолетнего С.А.Д., обратилась в суд с иском к Управлению по делам молодежи Администрации г. Челябинска, Администрации г. Челябинска, Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о возложении обязанности выдать молодой семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование требований указала, что распоряжением Главы администрации Металлургического района г. Челябинска от 03.10.2008 она и ее сын были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Их семья была включена в список молодых семей - участников подпрограммы "Жилье для молодых семей" на получение социальных выплат в 2013 году. Однако, Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска письмом N 014-554 от 03.10.2013 отказало в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья ввиду того, что
_
2
справка с места жительства не соответствует действительности. Считает данный отказ незаконным, поскольку ею были представлены все необходимые документы, а указанные в справке сведения достоверные.
Представитель истца Просвирин А.Г. на исковых требованиях настаивал, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель Управления по делам молодёжи Администрации г. Челябинска Бодрова Т.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, указывая, что необходимые документы для получения свидетельства Семисынова представила, однако, в справке, выданной паспортным столом ООО "Челябинская Управляющая компания" указано, что заявитель и ее сын зарегистрированы в общежитии, не указана занимаемая площадь жилого помещения. При этом, данное общежитие в 2012 году было отнесено к числу жилых домов. Кроме того, невозможно проверить жилищные условия молодой семьи, поскольку как следует из ее объяснений она с 2005 г. по 2012 г. в общежитии не проживала.
Представители ответчиков Администрации города Челябинска, Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явились.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований. Обязал Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска выдать молодой семье в составе матери - Семисыновой Э.М., сына - С.А.Д., свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также взыскал судебные расходы в размере **** рублей и по оплате государственной пошлины в размере **** рублей. В удовлетворении остальной части иска отказал.
В апелляционной жалобе Управление по делам молодежи Администрации г. Челябинска просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указав, что представленные истцом сведения о месте жительства не соответствуют действительности ввиду чего проверить жилищные условия не представляется возможным, доказательств нуждаемости истца в улучшении жилищных условий не имеется.
Истец Семисынова Э.М., представители ответчиков Администрации г. Челябинска, Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в суд не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч.З ст. 167, ч. 1 ст.327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
3
Проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилье.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с подпрограммой "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" городской целевой программы по реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в г.Челябинске на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Администрации города Челябинска от 29.12.2012 N 7070, право на участие в программе имеет молодая семья, принятая на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 5 подпрограммы признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении осуществляется администрацией района города Челябинска.
Управление по делам молодежи Администрации города Челябинска признает молодые семьи участниками подпрограммы и ведет их учет;
4
формирует список молодых семей, состоящих на учете в качестве участников подпрограммы; осуществляет расчет размера социальной выплаты, предоставляемой молодой семье; осуществляет получением свидетельств у государственного заказчика подпрограммы, которым является Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (пункт 15 подпрограммы); осуществляет оформление и выдачу участникам подпрограммы свидетельств и осуществляет ведение реестров выданных свидетельств.
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами 1-5 пункта 2 настоящей подпрограммы молодая семья подает в Управление по делам молодежи Администрации города (далее - Управление по делам молодежи) следующие документы: 1) заявление по установленной форме согласно приложению 2 к настоящей подпрограмме в двух экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); 2) копии документов, удостоверяющих личности членов молодой семьи; 3) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); 4) правовой акт администрации района о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме; 5) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 11 подпрограммы).
Управление по делам молодежи организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 11 либо 11-1 настоящей подпрограммы, в том числе путем проверки документов, предоставленных молодой семьей для признания ее нуждающейся в жилых помещениях, и в течение 10 календарных дней с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется Управлением по делам молодежи в течение 5 календарных дней.
Согласно п. 26 подпрограммы, для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости предоставления документов для получения свидетельства представляет в Управление по делам молодежи заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы: 1) в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами 1-5 пункта 2 настоящей подпрограммы: - копии паспортов и иных документов, удостоверяющих личности членов молодой семьи; - копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
5
- документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; - справку с места жительства (выписку из домовой книги) членов молодой семьи; -копию финансового лицевого счета; - справки органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности на всех членов молодой семьи;
Из материалов дела следует, что распоряжением главы администрации Металлургического района г. Челябинска от 03.10.2008 N 1050 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий семья Семисыновой Э.М. в составе двух человек ( С.А.Д. -сын) для участия в подпрограмме "Жилье для молодых семей" городской целевой Программы по реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в г. Челябинске на 2006-2010 годы, утвержденной решением Челябинской городской Думы от 07.06.2006 N13/6, семья Семисыновой Э.М. включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году (л.д.6, 7).
Согласно письму Управления по делам молодежи Администрации г.Челябинска от 26.07.2013 N 014-421 в связи с подготовкой распорядительных документов для выделения социальных выплат молодым семьям, включенным в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, Семисыновой Э.М. предложено предоставить комплект документов, в том числе справку с места жительства о составе семьи с указанием общей площади занимаемого помещения (л.д. 8-9).
Как следует из письма Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска от 03.10.2013 N 014-554 Семисыновой Э.М. было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, поскольку информация, содержащаяся в справке с места жительства от 01.08.2013 N 961 не соответствует действительности, в справке указано, что семья Семисыновой Э.М. зарегистрирована в общежитии по адресу: г. Челябинск, ул. ****, д. ****, тогда как распоряжением Первого заместителя Главы г. Челябинска от 24.07.2012 N 3895-к "Об изменении статуса общежития" общежитие, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. ****, д. ****, отнесено к числу жилых домов, также в справке не указана площадь занимаемого жилого помещения (л.д.11).
6
Согласно п. 28 подпрограммы, основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются в том числе, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей или опекунов.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда). Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-0, от 5 октября 2000 года N 199-0, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Семисынова Э.М. 08.10.1999 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу г. Челябинск, ул. **** д. ****, общежитие, вместе с ней по данному адресу зарегистрирован ее сын С.А.Д., **** года рождения, что подтверждается справкой ООО "Челябинская управляющая компания" б/н от 17.10.2013 г. (л.д. 10).
Из материалов дела и объяснений в судебном заседании представителя истца следует, что Семисынова Э.М. проживает совместно с ребенком на съемных квартирах. По вышеуказанному адресу истец зарегистрирована
7
вместе с сыном, договор социального найма с Семисыновой Э.М. на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. ****, ****, не заключался, поскольку семья Семисыновой Э.М. не вселялась в жилое помещение по указанному адресу из-за отсутствия свободных мест, в связи с чем, в справке не указана общая площадь занимаемого жилого помещения.
Таким образом, учитывая, что в справке ООО "Челябинская управляющая компания" б/н от 17.10.2013 г. указаны достоверные сведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные истцом сведения о месте жительства не соответствуют действительности ввиду чего проверить жилищные условия не представляется возможным, являются несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждено соответствие действительности сведений, указанных в справке с места жительства.
При этом отсутствие указания общей площади занимаемого жилого помещения не свидетельствует о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в выдаче свидетельства либо для исключения молодых семей из числа участников подпрограммы.
Ссылка в жалобе на то, что доказательств нуждаемости истца в улучшении жилищных условий не имеется, на правильность выводов суда не влияет и не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку распоряжением главы администрации Металлургического района г.Челябинска от 03.10.2008 N 1050 семья Семисыновой Э.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с решением суда о взыскании судебных расходов в размере **** руб., уплаченных за составление искового заявления по следующим основаниям.
Судебные расходы согласно ч.1 ст.88 и ст.94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к числу которых относятся, в частности, расходы на составление искового заявления.
В силу части 1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В подтверждение понесенных за составление искового заявления расходов истцом представлена квитанция к приходному кассовому ордеру N56 ООО "Центр защиты прав человека" на сумму **** руб., уплаченных
8
Семисыновой Э.М. 18.10.2013 г. (л.д. 20). В этот же день 18.10.2013 года нотариусом удостоверена доверенность Семисыновой Э.М. на представление ее интересов в суде Просвирину А.Г. (л.д. 19), а 28.10.2013 г. представитель истца по доверенности А.Г. Просвирин предъявил исковое заявление в суд по данному спору.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы: истцом не доказано, что судебные расходы понесены при рассмотрении данного спора, с Управления по делам молодежи не могут быть взысканы расходы по оплате госпошлины, не состоятельны.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 28 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.