Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Зариповой Ю.С., Кучина М.И.,
при секретаре Бурцеве П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске "27" мая 2014 года в зале суда гражданское дело по заявлению Аюповой А.С., Аюпова Т.Р., действующих за себя и в интересах несовершеннолетней А.Р.Т., о признании незаконным распоряжения администрации Варненского муниципального района Челябинской области об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" в Варненском муниципальном районе Челябинской области на 2014-2020 годы, государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014-2020 годы, обязании устранить препятствие к осуществлению права на участие в подпрограмме с апелляционной жалобой Аюпова Т.Р. на решение Варненского районного суда Челябинской области от 12 марта 2014 года.
В суд апелляционной инстанции заявители Аюпов Т.Р., Аюпова А.С., их представитель Суркин А.Н., заинтересованное лицо - представитель администрации Варненского муниципального района Челябинской области не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аюпов Т.Р., Аюпова А.С., действующие за себя и в интересах несовершеннолетней А.Р.Т.., обратились в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения администрации Варненского муниципального района Челябинской области от 21.02.2014 года N 79-р об отказе в признании молодой семьи Актовых участником подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" в Варненском муниципальном районе Челябинской области на 2014-2020 годы, государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014-2020 годы, обязании устранить препятствие к осуществлению права на участие в указанной подпрограмме.
В обоснование заявления указали, что в целях участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" в Варненском районе по реализации государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" на 2014-2020 годы в администрацию Варненского муниципального района ими был подан пакет документов и заявление о признании их семьи участниками указанной подпрограммы. Распоряжением главы Варненского муниципального района от 21.02.2014 года N 79-р было отказано в признании их семьи участницей указанной программы, в качестве основания для отказа указано на нарушение положений ст. 53 Жилищного кодекса РФ. С указанным распоряжением главы администрации не согласны, считают его незаконным, поскольку органом местного самоуправления вывод о намеренном и умышленном изменении их семьей жилищных условий в сторону ухудшения сделан без учета факта изменения семейного положения, создания молодой семьи. Администрацией Варненского муниципального района не было учтено, что до изменения места жительства ни Аюпов Т.Р., ни Аюпова А.С. не имели изолированного жилого помещения и проживали как члены семей со своими родителями в разных жилых помещениях. Указанный отказ не мотивирован ссылками на конкретные признаки поведения, направленные на намеренное ухудшение имевшихся ранее жилищных условий с целью создания возможности участия в подпрограмме.
Заявители Аюпов Т.Р., Аюпова А.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителей Суркин А.Н., действующий на основании доверенностей, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации Варненского муниципального района, действующая на основании доверенности, Дубкова Л.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Аюпов Т.Р. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указал, что судом не учтено то обстоятельство, что их семья в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Фактически оправдывая законность обжалуемого распоряжения, суд сделал вывод об имевшем место несоответствии представленных их семьей сведений действительности, однако в решении не указаны, какие именно представленные сведения и факты не соответствовали действительности. Судом необоснованно на Актовых возложена обязанность по представлению доказательств,
2
обосновывающих перерегистрацию по новому месту жительства не с намерением встать на учет в качестве нуждающихся в получении субсидии на улучшение жилищных условий, а иными обстоятельствами.
В суд апелляционной инстанции заявители Аюпов Т.Р., Аюпова А.С, их представитель Суркин А.Н., заинтересованное лицо - представитель администрации Варненского муниципального района Челябинской области не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из смысла ст. 258 ГПК РФ следует, что обязательным основанием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего помимо установления незаконности этих решений и действий является еще и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов заявителя.
Отказывая Актовым в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что снятие с регистрационного учета по одному адресу и регистрация заявителей после заключения брака по другому
з
адресу свидетельствует о намеренном ухудшении ими жилищных условий с целью участия в подпрограмме.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции. При этом доводы апелляционной жалобы Аюпова Т.Р. судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
Согласно положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
Согласно приведенным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 года N 349-П утверждена государственная программа Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы.
Указанная программа включает в себя подпрограмму "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", целью которой является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Варненского сельского поселения Варненского муниципального района от 07.05.2013 года N 87 семья Аюповой А.С. в составе семьи двух человек
4
(Аюпова А.С. и ее супруг Аюпов Т.Р.) принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, (л.д. 24)
*** года Аюпова А.С. обратилась в администрацию Варненского муниципального района с заявлением о включении ее семьи составом три человека (Аюпов Т.Р., Аюпова А.С, дочь А.Р.Т ... *** года рождения) в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
На день обращения с заявлением, с 07.03.2013 года Аюпова А.С. и Аюпов Т.Р. проживают в жилом помещении по адресу: ***, зарегистрированы по месту жительства 10.07.2013 года. Жилой дом принадлежит на праве собственности Х.Д.Ш.., членами семьи собственника жилого помещения, заявители не являются. Семья Актовых проживает в указанном доме на основании договора аренды жилого дома, заключенного 06.03.2013 года с Х.Д.Ш ...
Ранее Аюпов Т.Р. с 25.07.2008 года по 07.03.2013 года был зарегистрирован по месту жительства в жилом доме по адресу ***, общей площадью 251,7 кв.м., принадлежащем на праве собственности отцу Аюпова Т.Р.-Аюпову Р.Н..
Аюпова А.С с 01.12.2003 года по 07.03.2013 года была зарегистрирована по месту жительства в жилом доме по адресу ***, общей площадью 109 кв.м., принадлежащем на праве собственности матери Аюповой А.С. ( Д. до заключения брака с А.Т.Р..) - Д. И.А..
Данные обстоятельства подтверждаются копиями справок администрации Варненского сельского поселения, копиями свидетельств о государственной регистрации права, представленными в суд апелляционной инстанции.
При этом, как указал суд, обеспеченность Аюпова Т.Р. и Аюповой А.С. с учетом общей площади вышеуказанных жилых помещений составляла более 12 кв.м., что превышает учетную норму, установленную в Варненском районе (12 кв.метров).
Распоряжением администрации Варненского муниципального района Челябинской области от 21.02.2014 года N 79-р Актовым отказано в признании молодой семьи участником подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" в Варненском муниципальном районе Челябинской области на 2014-2020 годы, государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014-2020 годы. (л.д. 6)
5
Согласно выписки из протокола жилищной комиссии администрации Варненского муниципального района от 21.02.2014 года, основанием для отказа в признании молодой семьи Актовых участником подпрограммы явилось совершение молодой семьей действий, предусмотренных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, (л.д. 7-9)
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что какие-либо правовые основания для отказа в признании молодой семьи Актовых участницей подпрограммы само распоряжение от 21.02.2014 года не содержит.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что до перемены места жительства обеспеченность общей площадью жилого помещения Аюпова Т.Р., Аюповой А.С. превышала учетную норму, установленную Постановлением Собрания Депутатов Варненского муниципального района N 71 от 16.11.2005 года (12 кв.м.), и истцы не могут быть поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ими осознанно были совершены умышленные действия по ухудшению жилищных условий, а пятилетний срок со дня совершения указанных действий не истек.
В федеральных Правилах, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Правительства Челябинской области от 22.10.2013 года N 349-П, которым утверждена государственная программа Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей
б
площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела видно, что Аюпов Т.Р. вступил в брак с Аюповой А.С. 13.10.2012 г. По делу установлено и не опровергнуто представителем администрации, что Аюповы проживали отдельной самостоятельной семьей по адресу последней фактической регистрации.
При таких данных, следует отметить, что объем жилищных прав заявителей в отношении жилых помещений, где они были ранее зарегистрированы и жилого помещения, в котором они зарегистрированы на момент обращения за включением в состав участников подпрограммы, не изменился, поскольку с момента создания семьи, они не являлись членами семьи собственников жилых помещений, где были зарегистрированы. Факт родства истцов с родителями сам по себе не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Доказательств тому, что указанные лица были в установленном законом порядке признаны членами одной семьи, суду не представлено.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия.
7
Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований, не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 258-0-0, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как следует из материалов дела, зарегистрировавшись по месту фактического проживания, семья заявителей привела в соответствие те жилищные отношения, которые имели место быть. Такие действия следует признать добросовестными, совершенные в рамках и во исполнение действующего законодательства.
Изложенное свидетельствует о незаконности решения администрации Варненского муниципального района от 21.02.2014 года N 79-р об отказе в признании молодой семьи Актовых участником подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" в Варненском муниципальном районе Челябинской области на 2014-2020 годы, государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014-2020 годы.
Принимая во внимание, что принятие решения о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и суд не может подменять его в разрешении указанного вопроса, судебная коллегия полагает необходимым возложить на администрацию Варненского муниципального района обязанность повторно рассмотреть заявление Аюповой А.С. от *** года.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене. Поскольку все фактические обстоятельства по делу установлены, судебная
8
коллегия принимает новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Варненского районного суда Челябинской области от 12 марта 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать распоряжение администрации Варненского муниципального района Челябинской области от 21.02.2014 года N 79-р об отказе в признании молодой семьи Актовых участником подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" в Варненском муниципальном районе Челябинской области на 2014-2020 годы, государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014-2020 годы незаконным, обязать администрацию Варненского муниципального района Челябинской области повторно рассмотреть заявление Аюповой А.С. от *** года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Судьи ^
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.