Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Давыдовой Т.И., Жуковой Н.А.
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 мая 2014 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 марта 2014 года по иску прокурора Ашинской городской прокуратуры в интересах Сандалова М.П.к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
Выслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, прокурора Малышеву О.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ашинской городской прокуратуры обратился суд с иском в интересах Сандалова М.П. к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - МСО Челябинской области) о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В обоснование исковых требований указал, что Сандалов М.П. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г., в связи с чем имеет право на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение. 05 декабря 2012 года Сандалов М.П. обратился к ответчику с заявлением о выдаче бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение, однако путевка ему не была предоставлена.
Представитель ответчика - МСО Челябинской области - возражал против исковых требований, указал, что истец включен в реестр граждан, имеющих право на получение путевки, обеспечение путевками производится в порядке очередности.
Представитель третьего лица - ГУ ЧОРФЦ "Импульс" - в судебном заседании участия не принимал.
2
Решением суда исковые требования удовлетворены, на МСО Челябинской области возложена обязанность по предоставлению Сандалову М.П. путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В апелляционной жалобе представитель МСО Челябинской области просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права. Считает, что вывод суда, обязывающий вне очереди предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение, повлек нарушение законных прав других граждан, наравне с истцом нуждающихся в данном виде лечения и ожидающих предоставления услуги в виде обеспечения санаторно-курортным лечением.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Сандалов М.П. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 1987 года и имеет право на льготы, установленные Законом Российской Федерации "О государственной социальной помощи" (л.д. 11). 05 декабря 2012 года Сандалов М.П. обратился в ГУ ЧОРФЦИ "Импульс" с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год (л.д. 8). Истец был поставлен в очередь граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, однако санаторно-курортное лечение ему предоставлено не было.
Разрешая спор и возлагая на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность предоставить истцу санаторно-курортную путевку за 2013 год, суд первой инстанции правильно указал, что истец своевременно обратился к ответчику с заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, в предоставлении государственной социальной помощи ему не может быть отказано.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормах закона, и мотивированы судом.
Довод апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление Сандалову М.П. путевки на санаторно-курортное лечение ущемляет права
3
других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не является основанием для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 6.7 Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В силу п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
В соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 2428-р Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Челябинской области полномочия по предоставлению мер социальной защиты переданы Правительству Челябинской области с 01 января 201 1 года.
Решение задач по выработке и реализации на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области - орган исполнительной власти Челябинской области.
4
Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года N 95-П, согласно пункту 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области или уполномоченное им учреждение.
Из материалов дела следует, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложил необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, был поставлен на учет в качестве нуждающегося, сроки предоставления путевки истекли, в связи с чем судом сделан правильный вывод о том, что отказ в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение со ссылкой на необходимость соблюдения очередности не допускается.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что право лица на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия в соответствующем регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. Как правильно указано судом, санаторно-курортное лечение, как средство реабилитации, при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
5
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.