Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Рогачевой В.В.,
судей Рябинина К.В., Титовой М.Г.,
при секретаре Мельниковой О.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Ленинградской области на решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года по делу N по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Ленинградской области к Носову С.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рябинина К.В., объяснения представителей Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Ленинградской области Бойковой Т.А. и Кудрявцевой Е.Н., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика Гайдамуха Т.Б., полагавшей жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Ленинградской области обратилась в суд с иском к Носову С.Н. о взыскании транспортного налога и пени. Уточнив, в порядке ст. 39 ГПК РФ, сумму исковых требований, просила взыскать с Носова С.Н. задолженность по уплате транспортного налога за следующие транспортные средства:
- автомобиль "БЕНТЛИ CONTINENTAL GTC", государственный регистрационный знак N , за период с 21.05.2009г. по 31.12.2009 г. в сумме *** руб. *** коп., за период с 01.01.2010 г. по 17.03.2010 г. в сумме *** руб. *** коп.;
- автомобиль "КАДИЛЛАК ESCALADE", государственный регистрационный знак N , за период с 01.01.2011 г. по 01.02.2011г. в сумме *** руб. *** коп.;
- автомобиль "КАДИЛЛАК ESCALA", государственный регистрационный знак N , за период с 01.02.2011г. по 31.12.2011г., в сумме *** руб. *** коп.;
- автомобиль "МЕРСЕДЕС GL550", государственный регистрационный знак N , за период с 01.01.2011г. по 31.12.2011г., в сумме *** руб.
Также истец просил взыскать с ответчика пени в размере *** руб. *** коп.
В обоснование своих требований истец указал, что на имя ответчика в указанные налоговые периоды были зарегистрированы транспортные средства КАДИЛЛАК ESCALA, мощность двигателя 409 л.с., государственный регистрационный знак N , МЕРСЕДЕС GL 550, мощность двигателя 388 л.с., государственный регистрационный знак N , КАДИЛЛАК ESCALADE, мощность двигателя 409 л.с. регистрационный номер N , БЕНТЛИ CONTINENTAL GTC, мощность двигателя 499 л.с., государственный регистрационный знак N . За период с 2009г. по 2012г. был начислен транспортный налог. 09.06.2012 года ответчику было направлено соответствующее налоговое уведомление. Однако, в установленный законом срок до 01 ноября 2012 года исчисленную сумму налога Носов С.Н. не уплатил. Ответчику 20.11.2012 года было направлено требование об уплате налога, которое также исполнено не было. Поскольку Носов С.Н. недобросовестно исполняет свои обязанности по уплате транспортного налога, истец просит суд взыскать с Носова С.Н. задолженность по транспортному налогу за 2009-2011 годы и пени.
Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с законностью и обоснованностью вынесенного решения, Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Ленинградской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано, что в соответствии с п. 4 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ, утвержденных приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств, которые, в свою очередь, являются плательщиками транспортного налога. Ответчик полагает, что транспортные средства были ввезены на территорию Российской Федерации и поставлены на регистрационный учет на имя ответчика, что, в силу прямого указания ст. 357 НК РФ, возлагает на ответчика обязанность по оплате транспортного налога.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик указывает, что транспортные средства постоянно зарегистрированы за пределами Российской Федерации. Собственником транспортных средств ответчик не является, ввез их на территорию России на основании доверенностей на условиях временного ввоза. Данные обстоятельства, по мнению ответчика, освобождают его от обязанности по уплате транспортного налога. Ответчик полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещённых, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст.358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001, данные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования "1" и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев
В соответствии с п.20 указанных Правил транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 28 Правил регистрация транспортных средств, временно ввезенных юридическими (включая филиалы, представительства, корреспондентские пункты иностранных юридических лиц) и физическими лицами на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев под обязательство об обратном вывозе, производится после их таможенного оформления в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок пребывания транспортных средств на территории Российской Федерации, указанный в документах, выданных таможенными органами Российской Федерации. В этих случаях регистрационные документы и регистрационные номера, выданные на зарегистрированные в других государствах транспортные средства, сдаются в регистрационное подразделение и выдаются обратно при снятии таких транспортных средств с регистрационного учета.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом п.3 ст. 363 НК РФ, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором п.3 ст.363 НК РФ (положение введено в действие Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ).
В силу п.2 ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п.1 ст.70 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно сведениям базы данных МИ ФНС России N 4 по Ленинградской области на имя Носова С.Н., являющегося гражданином Российской Федерации, зарегистрированного по месту пребывания в "адрес" , имеющего вид на жительство в Латвии и постоянную регистрацию в "адрес" , были зарегистрированы следующие транспортные средства:
автомобиль КАДИЛЛАК ESCALA, мощность двигателя 409 л.с. государственный регистрационный знак N в период с 02.02.2011 года до 17.01.2012 года,
-автомобиль МЕРСЕДЕС GL550, мощность двигателя 388 л.с., государственный регистрационный знак N в период с 26.12.2011 года до 17.12.2012 года,
- автомобиль КАДИЛЛАК ESCALADE мощность двигателя 409 л.с. регистрационный номер N в период с 05.02.2010 года до 01.02.2011 года,
-автомобиль БЕНТЛИ CONTINENTAL GTC мощность двигателя 499 л.с. государственный регистрационный знак N в период с 21.05.2009 года до 17.03.2010 года.
Вышеуказанные автомобили были ввезены на территорию Российской Федерации в таможенном режиме "временного ввоза".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что транспортные средства, находившиеся в спорный период во владении ответчика, были зарегистрированы в режиме временного ввоза с временной регистрацией на территории Российской Федерации на срок не более одного года. Также суд пришел к выводу, что ответчиками представлены доказательства принадлежности ввезенных автомобилей иным лицам за переделами Российской Федерации и об оплате транспортного налога за транспортные средства по месту их постоянной регистрации, в связи с чем, у истца отсутствуют правовые снования для начисления ответчику за спорный период транспортного налога на автомобили, находившиеся в указанное время у него в собственности.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда, полагая, что они сделаны в связи с неправильным применением норм материального права и ошибочном их толковании.
В силу положений ст.ст.357 и 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, а налогоплательщиками данного налога - лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы указанные транспортные средства.
Как следует из материалов дела, временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок, превышающий 6 месяцев, транспортные средства КАДИЛЛАК ESCALA, мощность двигателя 409 л.с. государственный регистрационный знак N , МЕРСЕДЕС GL550, мощность двигателя 388 л.с., государственный регистрационный знак N , КАДИЛЛАК ESCALADE мощность двигателя 409 л.с. регистрационный номер N и БЕНТЛИ CONTINENTAL GTC мощность двигателя 499 л.с. государственный регистрационный знак N были зарегистрированы на имя Носова С.Н. в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001, с выдачей Носову С.Н. свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, в силу ст.ст.357 и 358 НК РФ ввезенные Носовым С.Н. транспортные средства являлись объектом налогообложения транспортным налогом, а Носов С.Н. - налогоплательщиком данного налога как лицо, на которого в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы указанные транспортные средства.
08 июня 2012 года истцом ответчику направлено налоговое уведомление N об уплате транспортного налога, в том числе и в отношении вышеуказанных транспортных средств, за период с 2009 по 2011 года с предложением уплатить налог в срок до 01.11.2012 года (л.д.8-9,10).
20 ноября 2012 года истцом ответчику направлено требование N об уплате налога и пени по состоянию на 14.11.2012 года в срок до 24.12.2012 года.
В последней редакции исковых требований истец просит взыскать с ответчика транспортный налог за автомобиль БЕНТЛИ CONTINENTAL GTC государственный регистрационный знак N за 2009 год в размере *** рублей и за 2010 год в размере *** рублей? транспортный налог за автомобиль КАДИЛЛАК ESCALADE регистрационный номер N за 2011 год в размере *** рублей, транспортный налог за автомобиль МЕРСЕДЕС GL550, государственный регистрационный знак N за 2011 год в размере *** рублей, транспортный налог за автомобиль КАДИЛЛАК ESCALA, государственный регистрационный знак N за 2011 год в размере *** рублей и пени за период с 02.11.2012 года по 27.08.2013 года в размере *** рублей.
Судебная коллегия полагает, что с ответчика, являющегося налогоплательщиком транспортного налога в отношении вышеуказанных транспортных средств, подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2010 и 2011 года в размере *** рублей ( *** + *** + *** + *** ). Истцом в отношении транспортного налога за 2010-2011 года в 2012 году ответчику на основании ст.397 НК РФ своевременно направлено налоговое уведомление по уплате налога и требование об его уплате. Установленный ст.48 НК РФ срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности не нарушен.
На основании вышеизложенного, решение Лодейнопольского городского суда от 28 октября 2013 года подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
Ссылка ответчика и суда на п. 40 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177, как на основание, исключающее обязанность ответчика оплатить транспортный налог, основана на ошибочном толковании норм права и подлежит отклонению в силу следующего.
Положения, содержащиеся в данном пункте, предусматривают, что в случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится.
Пункт 40 помещен в раздел IX Методических рекомендаций, посвященный органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Исходя из толкования данной нормы во взаимосвязи с остальными положениями раздела IX следует вывод о том, что положения пункта 40 регулируют отношения, связанные с одновременной государственной регистрацией транспортных средств и их временным учетом в других органах по месту временного нахождения. При этом речь идет об органах, осуществляющих постановку транспортных средств на регистрационный учет на территории Российской Федерации, и не имеет отношения к учреждениям, осуществляющим учет транспортных средств на территории иностранных государств.
Судебная коллегия полагает, что не подлежат взысканию с ответчика пени, поскольку требование об уплате пени за период с 02.11.2012 года по 27.08.2013 года в размере *** рублей налоговым органом ответчику не направлялось, а в соответствии с п.1 ст.48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов только в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Также, по мнению судебной коллегии, не подлежит взысканию транспортный налог за 2009 год на основании нижеследующего.
Редакция п.3 ст.363 НК РФ, предусматривающая возможность направления налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, введена Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ в действие с 01 января 2010 года (не ранее 1-го числа очередного налогового периода в отношении транспортного налога).
Из содержания пункта 2 статьи 5 НК РФ следует, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Из изложенного следует, что нормы абзаца 3 пункта 3 статьи 363 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ не имеют обратной силы и не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку ухудшают положение налогоплательщика.
В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 20.10.2005 года N 131-ФЗ) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.2 Областного закона Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-оз (в редакции Закона Ленобласти от 24.11.2004 N 94-оз) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют платежи транспортного налога не позднее 30 дней после получения налогового уведомления.
В соответствии со ст.52 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 года N 137-ФЗ) в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
На основании вышеизложенного следует, что в 2009 году имела место правовая неопределенность относительно срока уплаты транспортного налога, поскольку пунктом 2 ст.2 Областного закона Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-оз в действовавшей в 2009 году редакции срок уплаты был установлен как не позднее 30 дней со дня получения налогового уведомление, которое, в свою очередь, направляется не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В соответствии с п.44 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177 налоговые уведомления по транспортному налогу подлежали вручению не позднее 1 июня года налогового периода.
С учетом наличия правовой неопределенности в отношении срока уплаты в 2009 году транспортного налога, истец обязан был руководствоваться п.44 вышеуказанных Методических рекомендаций и направить налоговое уведомление не позднее 01 июня 2009 года.
При указанных обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика задолженности по транспортному налогу за 2009 год не имеется, так как истец на дату обращения с настоящим иском в суд 14.06.2013 года утратил право на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу за указанные налоговые периоды, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном статьей 48 НК РФ.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ и подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3965 рублей 25 коп.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ч.1 ст.328, ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года отменить и вынести новое решение.
Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Ленинградской области удовлетворить частично.
Взыскать с Носову С.Н. задолженность по транспортному налогу в сумме *** ( *** ) рубля *** коп.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с Носову С.Н. в бюджет муниципального образования "Лодейнопольский муниципальный район" государственную пошлину в размере *** ( *** ) рублей *** коп.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.