Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Рябинина К.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Озерова С.А.,
при секретаре Акопян М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Комитета по строительству администрации "адрес" на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2013 года, которым частично удовлетворены исковые требования Мордачева В.В. к администрации МО "город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитету по строительству Ленинградской области об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., объяснения представителей Комитета по строительству администрации Ленинградской области Нагимовой Д.Р., Степановой Е.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Гатчина" Березовской Е.А., возражения представителя Мордачёва В.В. - Тернового Ю.Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 мая 2011 года суд обязал администрацию МО "город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставить Мордачеву В.В. жилое помещение маневренного фонда расчета не менее 6 кв.м. жилой площади на одного человека в границах МО "город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области на время капитального ремонта квартиры "адрес" . Суд обязал ответчика произвести капитальный ремонт жилого дома "адрес" , включая расположенной в нем квартиры N в срок не позднее первого квартала 2013 года. В остальной части иска Мордачеву В.В. отказано.
12 сентября 2013 года Гатчинским городским судом Ленинградской области удовлетворено заявление администрации МО "город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области о пересмотре и отмене решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 мая 2011 года по вышеуказанному делу отменено.
При рассмотрении дела Мордачев В.В. уточнил исковые требования, просил обязать администрацию МО "город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставить ему благоустроенную двухкомнатную квартиру жилой площадью не менее 32,2 кв.м. в границах МО "город Гатчина" во внеочередном порядке с заключением договора социального найма.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по строительству администрации Ленинградской области.
Истец в судебное заседание не явился, представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО "город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области не возражал против удовлетворения исковых требований, за исключением требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Представитель ответчика Комитета по строительству администрации Ленинградской области, представители третьих лиц Комитета культуры Ленинградской области, КУМИ МО "город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2013 года частично удовлетворены исковые требования Мордачева В.В. к администрации МО "город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитету по строительству Ленинградской области об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Суд обязал администрацию МО "город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области предоставить Мордачеву В.В. жилое помещение в виде двухкомнатной благоустроенной квартиры общей площадью не менее 32,2 кв.м. в границах МО "город Гатчина" на условиях социального найма за счет средств бюджета Ленинградской области.
В остальной части иска Мордачева В.В. к администрации МО "город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитету по строительству Ленинградской области об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма - отказано.
23 декабря 2013 года от представителя Комитета по строительству администрации Ленинградской области поступило заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, которое определением суда от 29 января 2014 года удовлетворено.
От представителя Правительства Ленинградской области также поступило заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, которое определением суда от 29 января 2014 года удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Комитета по строительству администрации Ленинградской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обосновании жалобы, указав, что Мордачев В.В. должен быть обеспечен жилым помещением в виде двухкомнатной благоустроенной квартиры в границах МО "город Гатчина", равнозначным по общей площади занимаемому помещению - то есть 29,35 кв.м., в соответствии со ст. 89 ЖК РФ
Указание в решение суда на необходимость предоставления истцу жилого помещения только за счет средств бюджета Ленинградской области не соответствует региональной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2015 годах" и нарушает, закрепленный в ст. 31 БК РФ принцип самостоятельности бюджетов.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Ленинградской области просит решение суда отменить в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Податель жалобы указывает, что обязанность по предоставлению жилого помещения только за счет средств областного бюджета противоречит действующему законодательству.
Правительство Ленинградской области в нарушение требований главы 4 ГПК РФ, к участию в деле не привлечено, в связи, с чем обжалуемый судебный акт принят о правах и обязанностях лица, не участвующего в деле.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20 марта 2014 года апелляционная жалоба представителя Правительства Ленинградской области оставлена без рассмотрения.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса РФ).
В силу ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован по "адрес" по договору социального найма.
Общая площадь квартиры составляет 29,4 кв. м.
12 декабря 1997 года жилой дом сгорел.
25 декабря 2009 года комиссией КУИ МО "город Гатчина" установлено, что дом не пригоден для проживания, подлежит восстановлению.
Из заключения межведомственной комиссии при администрации МО "город Гатчина" от 6 октября 2010 года следует, что необходимо и возможно проведение капитального ремонта помещения, квартиры "адрес" с целью приведения утраченных в результате пожара характеристик в соответствии с установленными требованиями.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16 мая 2011 года суд обязал администрацию МО "город Гатчина" предоставить Мордачёву В.В. жилое помещение маневренного фонда из расчета не менее 6 кв.м. жилой площади на одного человека в границах муниципального образования "город Гатчина" на время капитального ремонта квартиры "адрес" и обязал ответчика произвести капитальный ремонт спорного жилого дома, включая квартиру N в срок не позднее первого квартала 2013 года.
Определением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 12 сентября 2013 года решение Гатчинского городского суда Ленинградской области отменено по заявлению администрации МО "город Гатчина" в связи с пересмотром дела по новым обстоятельствам.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что согласно приложению 2 к постановлению Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года N 73 " Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2015 годах" жилой дом "адрес" , включен в реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем приобретения жилого помещения у застройщика.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно паспорту региональной адресной программы срок реализации программы составляет 2013-2015 годы, участниками программы являются: фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Правительство Ленинградской области, комитет по строительству Ленинградской области, администрации муниципальных образований.
Финансирование указанной Программы является долевым за счет средств областного бюджета и средств бюджетов муниципальных образований.
Заказчиком Программы является Правительство Ленинградской области, представителем заказчика Программы - комитет по строительству Ленинградской области, исполнителями Программы - администрации муниципальных образований Ленинградской области.
Основанием для включения жилого дома "адрес" послужил акт обследования жилого дома от 22 октября 2008 года и заключение межведомственной комиссии N от 24 октября 2008 года, согласно которому указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами жилищного законодательства и установив, что жилой дом, в котором расположена квартира, занимаемая истцом на условиях договора социального найма, признан непригодным для проживания, пришел к правильному выводу о возложении на администрацию МО "Город Гатчина" обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Данная позиция не основана на законе, и противоречит положениям п. 1 ст. 40 Конституции РФ.
Судебная коллегия, признавая решение суда по существу правильным, однако, учитывая, что финансирование указанной Программы является долевым за счет средств областного бюджета и средств бюджетов муниципальных образований, судебная коллегия полагает возможным изменить резолютивную часть решения суда, исключив из абзаца 1 указание о том, что жилое помещение предоставляется за счет средств бюджета Ленинградской области.
Как следует из ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным, по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием его непригодным для проживания, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
При таких обстоятельствах с учетом вышеперечисленных норм права и фактических обстоятельств дела, судебная коллегия полагает возможным изменить резолютивную часть решения суда, уточнив, что администрация обязана предоставить Мордачёву В.В. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям муниципального образования "Город Гатчина" размером не менее 29,4 кв. м общей площади как указано в кадастровом паспорте жилого помещения, а не в ордере, выданном в 1958 году.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
изменить абзац первый резолютивной части решения Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2013 года, изложив его в следующей редакции: обязать администрацию муниципального образования "Город Гатчина" предоставить Мордачёву В.В. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям муниципального образования "Город Гатчина" размером не менее 29,4 кв. м общей площади, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте муниципального образования "Город Гатчина".
В остальной части решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2013 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Комитета по строительству администрации Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.