Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Матвеевой Н.Л.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Ревчук Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 14 октября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Киришского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершения действий по организации места захоронения в "адрес" .
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Киришский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Киришский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершения действий по организации места захоронения в "адрес" .
В обоснование заявленных требований указано на то, что Киришской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и иного законодательства при организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Кусинского сельского поселения Киришского муниципального района. В ходе проведенной проверки установлено, что в "адрес" на земельном участке площадью 0,1 га размещено гражданское кладбище. Занятый для размещения кладбища земельный участок в "адрес" в установленном законном порядке не отведен, на кадастровый учет не поставлен, межевание занимаемого кладбищем участка не проведено, не определены его границы, в казне муниципального образования он не учтен, права на земельный участок не зарегистрированы, правоустанавливающие документы не оформлены. Однако, администрация МО Кусинское сельское поселение осуществляет использование земельного участка в "адрес" (1,0 Га) для захоронения тел (останков) умерших (осуществляет деятельность по выделению земельных участков для захоронения) при отсутствии оформленных в установленном законом порядке землеотводных документов (правоустанавливающие документы на землю), тем самым нарушая требования действующего законодательства РФ, что является недопустимым. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. Кладбище в "адрес" (0,1 Га) расположено на обрывистом берегу поверхностного водного объекта, в границах водоохраной зоны "адрес" , что запрещено Водным кодексом РФ, а также п.2.2 САнПиН 2.12882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
Представитель Киришской городской прокуратуры Голубева А.А. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 14 октября 2013 года удовлетворены исковые требования Киришского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершения действий по организации места захоронения в "адрес" .
В апелляционной жалобе глава администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области просит решение первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
В обосновании жалобы указано на то, что Киришской городской прокуратурой не представлено доказательств (расчетов) устанавливающих протяженность реки "адрес" , размер ее водоохраной зоны и расстояние от водозаборного узла до кладбища. Без указанных доказательств, нельзя сделать однозначный вывод о том, что кладбище расположено в водоохраной зоне.
Также прокуратурой не представлено доказательств того, что население использует вышеназванный водный объект для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей.
От Киришского городского прокурора поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что отсутствуют основания для отмены решения суда по доводам жалобы.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Статьей 18 Ф "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Не разрешается устройство кладбищ на территориях:
1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;
2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
3) на березах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;
4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползня, обвалам, заболоченных.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В силу ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
Как усматривается из материалов дела существующее кладбище расположено на берегу поверхностного водного объекта, в границах водоохранной зоны "адрес" , что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
Из карты градостроительного зонирования "адрес" , утвержденный Правилами землепользования и застройки МО "Кусинское сельское поселение" Киришского муниципального района Ленинградской области следует, что 1/3 часть кладбища находится в зоне специального назначения - зоне кладбищ, 2/3 кладбища расположено вне границ населенного пункта.
Из указанной схемы следует, что кладбище расположено в непосредственной близости от водного объекта.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок под кладбище в установленном порядке не отведен. Заключение экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на указанное кладбище отсутствуют.
Отсутствие определенных границ земельного участка, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Учитывая установленные обстоятельства и приведенные нормы права, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований прокурора.
Доводы жалобы о том, что прокурором не представлены доказательства, устанавливающие протяженность "адрес" , размер ее водоохраной зоны и расстояние от водозаборного узла до кладбища, опровергаются материалами дела.
Из представленной карты градостроительного зонирования "адрес" и акта осмотра территории от 5 февраля 2014 года, составленного ведущим специалистом восточного отдела Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области С. , начальником ТОУ Роспотребнадзора по Ленинградской области в Киришском районе Н. , ст. помощником Киришского городского прокурора К. с южной стороны кладбища от "адрес" до захоронений тел (останков) умерших (кладбище) расстояние составляет 9,7 метра по уклону берега "адрес" , с юго-западной стороны кладбища - 16,4 м. По данным государственного водного реестра протяженность реки "адрес" составляет 26 км.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда по делу и направлены на переоценку верно установленных им обстоятельств, поэтому не могут быть приняты.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 14 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области Марковой О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.