Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.
судей Герман М.В., Титовой М.Г.
при секретаре Давыдович Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Котова В. И. к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным решения, признании права на обеспечение жилым помещением, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., возражения представителя истца Котова В.И.- Чекрыжова Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Котов В.И. обратился в суд с исковыми требованиями, после уточнения которых в ходе рассмотрения дела, просил признать незаконным решение МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об отказе в обеспечении жилым помещением и снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать за Котовым В.И. право на обеспечение жилым помещением, обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" восстановить Котова В.И. и членов его семьи на учете по улучшению жилищных условий.
В обоснование исковых требований указал, что зарегистрирован в "данные изъяты" квартире, расположенной по адресу: "адрес" , вместе с дочерью М.В. , тещей- Н.И. , сестрой жены- Н.В. , племянником- В.О. Данная квартира в "данные изъяты" году была приватизирована Н.И. и Н.В. в равных долях, при этом истец и его дочь отказались от приватизации. Решением от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденным постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от ДД.ММ.ГГГГ N , постановлено обеспечить жилым помещением Котова В.И. , с ДД.ММ.ГГГГ состоящего на учете по улучшению жилищных условий, путем предоставления жилого помещения на состав семьи- истец и его дочь. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N было оформлено решение рабочей группы об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ и снятии истца с учета по улучшению жилищных условий, так как обеспеченность жилым помещением с учетом регистрации в квартире "данные изъяты" человек составила "данные изъяты" м 2 , что выше учетной нормы. Истец не согласен с оспариваемым решением и полагает, что к возникшим правоотношениям следует применять ст.ст. 5, 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Представитель ответчика- администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области против удовлетворения требований возражал.
Всеволожским городским судом постановлено указанное решение, которым исковые требования Котова В.И. удовлетворены. Признано незаконным решение МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об отказе Котову В.И. в обеспечении жилым помещением и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. За Котовым В.И. признано право на обеспечение жилым помещением. Администрация МО "Всеволожский муниципальный район" обязана восстановить Котова В.И. и членов его семьи (дочь- М.В. ) на учете по улучшению жилищных условий.
В апелляционной жалобе администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение. В обоснование жалобы указано, что результатам проверки учетных дел военнослужащих, состоящих на учете во Всеволожском районе, специалистами Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Правительства Ленинградской области указано на нарушение при принятии на учет по улучшению жилищных условий Котова В.И. с дочерью- М.В. На момент принятия решения об обеспечении жилым помещением за счет федеральных средств в квартире было зарегистрировано "данные изъяты" человек, то есть обеспеченность составляла "данные изъяты" м 2 , что выше учетной нормы (10 м 2 ). Правительством Ленинградской области рекомендовано снять с учета нуждающихся в жилых помещениях семью Котова В.И. в связи с утратой права стоять на учете. Полагают, что решение рабочей группы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям закона, поскольку на момент принятия решения об обеспечении жилым помещением за счет федеральных средств обеспеченность превышала учетную норму. Кроме того, при постановке истца на учет в "данные изъяты" году действовали "Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Ленинградской области", утвержденные решением Исполкома Ленинградского областного Совета народных депутатов от 23 ноября 1987 года N 481, в соответствии с пунктом 15 которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь 5,5 м 2 и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь, при этом размер предоставляемой жилой площади был установлен в размере не менее 9 м 2 на одного человека (пункт 12 Правил). Таким образом, семья Котова В.И. , которая ранее уже была обеспечена государством квартирой жилой площадью "данные изъяты" ( "данные изъяты" м 2 на каждого члена семьи), была поставлена на учет по улучшению жилищных условий ошибочно.
Участники судебного разбирательства надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем имеются телефонограмма и извещение по факсимильной связи. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в суд апелляционной инстанции, не представили.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 28 и 29 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом согласно п. 1 ст. 15.1 указанного Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Областным законом от 18 июля 2011 года N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" полномочия по обеспечению граждан, указанных в п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", переданы для исполнения органам местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом муниципального района и городского округа, с передачей средств из федерального бюджета.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Котов В.И. и его дочь- М.В. зарегистрированы по адресу: "адрес" вместе с Н.И. , Н.В. , В.О. Собственниками квартиры являются Н.И. , Н.В.
Согласно справке и характеристике жилого помещения, в настоящее время на истца и его дочь приходится по "данные изъяты" м 2 общей площади жилого помещения по указанному адресу.
Постановлением МО Сертолово от ДД.ММ.ГГГГ N Котов В.И. как военнослужащий, уволенный в запас по состоянию здоровья, был принят на учет по улучшению жилищных условий в составе семьи из "данные изъяты" человек ( "данные изъяты" ) по основаниям, предусмотренным Законом РФ "О статусе военнослужащих". На момент вынесения постановления истец был зарегистрирован в квартире по указанному выше адресу.
Постановлением администрации Сертолово от ДД.ММ.ГГГГ N из списков семьи Котова В.И. были исключены: супруга- И.В. в связи со смертью, дочь- Н.В. в связи с проживанием отдельной семьей, мать- М.В. в связи с выездом для проживания в "адрес" , состав семьи считать два человека- Котов В.И. и дочь- М.В.
Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N Котов В.И. с составом семьи- дочь М.В. был включен в список граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Всеволожскому району, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, размер требуемого для предоставления жилого помещения указан "данные изъяты" м 2 .
Как следует из выписки из протокола N заседания рабочей группы при администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от ДД.ММ.ГГГГ , решение от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении семьи Котова В.И. в составе 2 человека было отменено в соответствии с п. 7 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года N 258, в связи с утратой права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Администрации рекомендовано снять Котова В.И. и членов его семьи с учета по улучшению жилищных условий.
Учетная норма постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, утверждена в 2005 году решением Собрания представителей МО Сертолово N 22, в размере 10 м 2 .
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно указал на неправомерность применения в возникших правоотношениях указанной учетной нормы.
Частью 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
По смыслу приведенных выше положений законов гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета, помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
В силу п. "г" ст. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета в случае: а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; г) решения жилищной проблемы; д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил; е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные основания в настоящем деле отсутствуют. Под решением жилищной проблемы по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует понимать наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Доказательств, свидетельствующих о решении жилищной проблемы заявителя на момент принятия оспариваемого решения, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Государством гарантировано военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из правового смысла пункта 2.1 статьи 15 и пункта 1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в их взаимосвязи, следует, что гражданин, уволенный с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного со службы, в том числе в форме предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. При этом размер общей площади предоставляемых жилых помещений определяется из нормы предоставления, которая составляет 18 м 2 общей площади на человека. Следовательно, Котов В.И. мог быть снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае, если обеспеченность его и членов его семьи общей площадью составляла более 18 м 2 на одного человека, между тем такой факт не установлен. Исключая истца из списка очередников, администрация муниципального образования "Всеволожский район" Ленинградской области в одностороннем порядке отказалась от исполнения своих обязательств.
Ссылка на отказ от приватизации квартиры как на обстоятельство утраты права на улучшение жилищных условий также несостоятельна. Сам по себе факт отказа военнослужащего и члена его семьи от приватизации жилого помещения не свидетельствует о том, что он утратил право на получение жилого помещения. При увольнении со службы Котов В.И. не был обеспечен жилым помещением по норме предоставления. В пользовании истца и члена его семьи находится та же площадь жилого помещения, что и при постановке их на очередь для улучшения жилищных условий. Доказательств обратного не представлено.
Учитывая, что Котов В.И. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, и обстоятельства, свидетельствующие о решении жилищной проблемы последнего за период после постановки на учет, не установлены, он сохраняет право состоять на соответствующем учете как не утративший оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Витер Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.